Развитие плода в утробе матери: первые ощущения и восприятия
24.08.2021Getty Images
Большинство матерей в первую очередь интересуются тем, что ребенок слышит в животе и нужно ли с ним разговаривать, ставить музыку, читать стихи. Однако слух не является первым органом чувств, который развивается у ребенка. Для того чтобы что-то чувствовать, нужна нервная система.
Музыкальный антистресс
Музыка оказывает положительное влияние не только на детей. Врачи из Национального университета Ченг Кунг на Тайване предоставили беременным женщинам диск с 30-минутной записью спокойных композиций Брамса, Дебюсси и звуков природы, повторяющих частоту сердцебиения. Уже через две недели будущие матери стали меньше беспокоиться, у многих исчез страх перед родами и снизился уровень стресса.
Первый орган чувств
Формируется к шестой неделе развития. Не зрение, не слух – речь идёт о редко вспоминаемом органе, работа которого всем знакома. Это вестибулярный аппарат. Малыш в шесть недель ещё не двигается, но обитает в движущейся среде: мама перемещается, меняют своё положение органы у неё в животе (это можно наблюдать во время УЗИ: вы лежите спокойно на кушетке, но даже в это время матка и внутренние органы находятся в постоянном движении). Поэтому плод получает большое количество информации с первых дней.
Поскольку ребенок проводит свою первую жизнь внутриутробно в постоянном движении, то после рождения он готов к этому. Неудивительно, что младенцу некомфортно, когда его кладут в неподвижное место. Младенец успокаивается и быстрее засыпает в движении: на руках, в слинге или рюкзаке-кенгуру, в коляске.
Прикосновения
К 7,5 неделям развивается тактильное восприятие (чувствительность кожи), сначала на лице, возле рта. делать после рождения, это сосатьК восьмой неделе чувствительной становится вся поверхность лица, к девятой — ладошки, а к десятой — поверхность тела.
Во время беременности ребенок получает много материала для развития тактильной чувствительности. Ребенок трогает себя, стенки плодного пузыря и пуповину. Видеокадры с изображением детей, массирующих пуповину, трогающих ее и облизывающих. По мере роста малыша он достигнет такой стадии развития, когда сможет касаться стенок матки, а мама будет ощущать его прикосновения изнутри. Теперь у родителей появляется новая возможность общения с «внутренним жителем» через прикосновения. Можно проводить настоящие «тактильные сеансы». Удивительно, но ещё не родившиеся дети очень чутко различают, знакомые ли руки трогают живот. Малыш спокоен при прикосновениях мамы и затихает, если это делает кто-то другой. Как он догадывается?
Ребенок многому учится у мамы, реагируя на прикосновения других людей под её влиянием. Дыхание, сердцебиение, гормоны матери транслируют ребёнку своё отношение к человеку рядом. Если маме приятно общение, малыш быстро начинает активно отвечать на прикосновения. В случае дискомфорта у мамы ребенок замирает от опаски.
Дети могут ощущать прикосновения домашних животных, например кошек и собак. Если мать любит своего питомца, то ребенок с удовольствием «общается» с ним через живот. Не родившимся малышам нравится контактировать с кошками, они хорошо реагируют на кошачье мурлыканье. Большие собаки чаще всего прикасаются к животу хозяйки носом или языком, и эти ласки доставляют радость еще не родившимся детям. Конечно, только мать может решить, желает ли она такого контакта.
С 11 недели ребенок исследует себя не только руками, но и ртом. Рядом с ротовой полостью появляется пальчик, его захватывает ребенок. На 12−13-й неделе появляются сосательные движения, которые полностью формируются к 18-й неделе.
Moncherie/Getty Images/E+
Дело вкуса
К девятой неделе беременности у малыша сформировалась вся система пищеварения: от taste buds на языке до желудочно-кишечного тракта. околоплодные водыПрактически все вещества из крови матери попадают к ребенку, включая гормоны. А у гормонов есть свой вкус: адреналин и другие гормоны стресса в большом количестве имеют горьковатый вкус, эндорфины — сладкий. При рождении ребенок будет узнавать маму по запаху и по нему же чувствовать ее душевное состояние (то есть какие у нее выделяются гормоны в кровь). До рождения вкус и обоняние еще не разделены — нюхать в околоплодных водах малыш еще не может, его носик закрыт слизистыми пробками. Но химическая чувствительность у нас единая, и нервные центры, отвечающие за восприятие вкусов и запахов, тесно связаны.
Ароматические компоненты пищи, специй — эфирные масла через кровь и все оболочки тела мамы отлично проникают к малышу ещё до рождения. В крошечных дозах он знакомится с маминой пищей, привыкает к её любимым вкусам. Поэтому ребенок может любить те продукты, которые мама особенно любила во время беременности.
Мышечное чувство
К 10 неделе появляется еще один вид чувствительности – проприоцептивная, или мышечное чувство. Рецепторы в мышцах позволяют координировать движения. После 10 недель ребенок начинает двигаться скоординированно: переворачивается, шевелит руками и ногами. К рождению он прекрасно управляет своим телом: может почесаться, перевернуться, пососать пальчик, а близнецы друг друга ощупывают, гладят и целуют. Однако родившись, ребенок оказывается совершенно беспомощным из-за гравитации и разницы водной и воздушной среды. Представьте, что вы просыпаетесь, а руки и ноги вас не слушаются, невозможно даже повернуться!
И, наконец, слышать
Только после формирования системы движения развивается слух. Слуховой аппарат формируется к 14 неделям, а к 16 — полностью функционирует. Ребенок проявляет ориентировочную реакцию на звук. Таким образом, к 16 неделям у него уже есть все органы чувств, кроме зрения, и он активно реагирует на окружающую среду. К тому моменту, как мама почувствует первые шевеления, малыш уже очень хорошо с ней знаком.
Слава композитору
Об «эффекте Моцарта» известно многим. В научных кругах тема вызывает споры, но эффект проверяли на американских студентах, крысах и младенцах. По-видимому, мелодичные композиции Моцарта действительно улучшают умственные способности, внимание и память. Дети, которым до рождения ставили произведения австрийского композитора, впоследствии вели себя гораздо спокойнее, чем дети контрольной группы.
Walter Zerla/Getty Images/Cultura RF
Что он там слышит? Существует миф о том, что новорожденный переходит из тихого места в шумное пространство. Но из тихого ли? Взрослым, слушающим запись внутриутробных шумов, не хватает выдержки: по децибелам это сравнимо со стадионным шумом во время забивания гола. Приложите ухо к чьему-нибудь животу — и убедитесь, что там постоянно что-то происходит: урчит, мурчит, булькает, перетекает. Это звуки работы кишечника, стук сердца, шум кровотока в сосудах, звук легких, похожий на раздувающиеся меха. Поэтому после рождения не все дети хотят засыпать в полной тишине — можно разговаривать и заниматься делами там, где спит ребенок.
Голос матери изнутри воспринимается иначе, чем привычный нам, подобно звукам из водопроводной трубы. Водная среда распространяет шумы и усиливает некоторые звуки. Исследования показывают, что у младенца снижена чувствительность к низким частотам. В утробе много шумов на низких частотах. Если бы малыш слышал все их, это было бы чрезмерной стимуляцией. Зато у него избирательная чувствительность к высоким частотам — именно тем, которые использует человеческий голос. Малыш внимательно прислушивается и отлавливает их.
Узнай меня
После рождения дети узнают голоса окружающих, и эмоциональная реакция на них будет такой, как была у матери. Поэтому перинатальные психологи советуют: если ребенок будет часто встречаться с людьми, тем более если те будут с ним сидеть, имеет смысл его заранее с ними «познакомить» и настроит себя на хорошее отношение к ним. Интересно наблюдать, как дети встречаются с кем-то, чьи голоса слышали до рождения — например, с врачом, психологом, который вел занятия по подготовке к родам или консультировал мать. Дети, открыв рот, слушают знакомый голос… такая реакция бывает и через год, и через 2−3 года, и даже во взрослом состоянии — если это очень значимый человек для матери.
Нужно ли его «развивать»?
Мысли о развитии ребенка до рождения всё чаще обсуждаются. Если органы чувств не рожденного малыша уже функционируют, то может быть, стоит ему предложить дополнительную стимуляцию? Положим музыку, прочтем стихи или слова на иностранных языках — кто знает, возможно родится гений…
Специалисты по перинатальной психологии утверждают: плод может усваивать информацию и приобретать определённый опыт во внутриутробном периоде. Однако этот опыт необходим ребенку не для того, чтобы стать одаренным, а для установления связей с матерью и адаптации в окружающем мире после рождения.
Если мама любит музыку, ребенок будет ее слушать с удовольствием. Ребенок может достаточно четко показать маме, подходит ему та или иная композиция. Например, малыш может двигаться не в такт музыке или сильно толкаться, если ему не нравится мелодия. Кроме того, во второй половине беременности не только ребенок получает мамины гормоны, но и мама получает от него гормональные сигналы. Маме не нужно об этом задумываться, она просто чувствует комфорт или дискомфорт.
Музыкальные предпочтения ещё не рожденных детей ученым хорошо известны: отвергают неструктурированную музыку, слишком сложную, с низкочастотными басовыми компонентами. Вместо этого предпочитают высокочастотную, мелодичную, хорошо структурированную музыку. Лучше всего подходит народная музыка, народные детские песенки. Из инструментов не любят ударные, зато любят флейту и другие духовые, а также пение.
Как не перестимулировать?
Перинатальные психологи настоятельно рекомендуют воздержаться от использования наушников для живота, а также общения с ним при помощи громкоговорителей. Создатели таких рекомендаций и приборов явно плохо понимают формирование нервной системы малыша. Эти дополнительные устройства вызывают перевозбуждение нервной системы, информационный и сенсорный стресс, от которого плод не может защититься. Если у мамы наушники на животе, она не слышит происходящего и не участвует в этом процессе. В норме звуки доходят до ребенка через околоплодные воды и мамино тело, сопровождаясь ее эмоциями.
Getty Images/Stockbyte
Врачи из университета Аляски обнаружили, что в последние месяцы беременности многие малыши двигаются в такт музыке. Педиатр Уильям Залленбах установил, что дети матерей, которые во время беременности слушают музыку вместе, более спокойны, плачут реже и лучше едят.
Создатели некоторых подобных методик уверяют родителей, что таким образом можно воспитать гениев, и приводят примеры того, как стимулирование способствует развитию детей. По их словам, такие малыши после рождения развиваются быстрее: раньше начинают смотреть в глаза, держать голову, говорить… Любой доктор посоветует: не стоит торопить события, нужно действовать в срок. Слишком быстрое развитие — большой стресс. Ребёнок, получивший избыточную стимуляцию при воспитании родителями для «совершенствования природы», после рождения… оказываются возбудимыми, гиперактивнымиДети быстро психически истощаются. Не существует доказательств, что потом они лучше учатся в школе — есть свидетельства обратного. Поэтому не стоит изменять природу. Слушайте музыку, разговаривайте и пойте своему малышу, но не для того, чтобы вырастить гения, а потому, что вам это нравится.
Больше ценной информации о развитии детей — в нашем канале.