Распознавание дислексии у первоклассников: 15 признаков

Распознавание дислексии у первоклассников: 15 признаков

16.04.2024 Barbara
Источник:
mike mols/Shutterstock/Fotodom.ru

Родители (да и учителя) часто жалуются на детей: «Просто лентяй», «Не старается», «Не хочет учиться». Но мало кто задумывается, что причина может быть не в лени. Порой ребенку объективно трудно воспринимать и усваивать информацию. В этом его ни при чем, а за это еще и наказывать его.

Ольга Величенковапедагогика

Дислексия, дисграфия и дискалькулия – это особенности восприятия информации, которые затрудняют детям процесс обучения чтению, письму и математике. Исследования за рубежом показывают, что дислексия встречается у каждого десятого школьника. Министерство просвещения отмечает, что около 64% детей начинают обучение в первом классе с речевыми нарушениями, каждый пятый ребенок сталкивается с трудностями в учебе, а примерно 80% из них испытывают проблемы с чтением.

В чем причина

Важно осознать, что дислексия представляет собой не болезнь, а нейробиологическую характеристику. Интеллект ребенка с дислексией развивается нормально, а трудности возникают не из-за отсутствия желания или уныния.

Причины возникновения дислексии пока точно неизвестны. Медицинские и психологические исследования выявили различия в развитии некоторых психических функций у детей с дислексией. Большинству из таких детей трудно распознавать отдельные звуки в слове и/или понимать, как буквы представляют звуки. Но такие дети могут быть творческими личностями и мыслить нестандартно.

Главные признаки

Появление трудностей с письмом, чтением и математикой часто становится заметным в школьном возрасте. Некоторые сигналы могут появиться и раньше, во время дошкольного периода.

Речевые проблемы:

  • Речь развивается медленнее, чем у сверстников

  • Дефекты произношения сохраняются после 5-6 лет

  • Вызубривание стихотворений — сложный процесс.

  • Мальчик испытывает затруднения с различением времен года, дней недели и времени суток.

  • При чтении и письме допускает много ошибок, с трудом и медленно читает, а также плохо усваивает прочитанную информацию.

Зрительно-пространственные сложности:

  • Ребенку трудно различать понятия «правое» и «левое».

  • Может пропускать слева расположенные знаки, буквы и даже страницу.

  • Продвигается изображение с правой стороны на левую.

  • Зачастую записывает символы и числа наоборот, перепутывает схожие знаки.

  • Не предпочитает игры, где нужно думать о расположении объектов.

Моторные и регуляторные трудности:

  • Неумение играть в подвижные игры из-за неуклюжести и плохого контроля движений.

  • Лица испытывают затруднения в развитии тонкой моторики рук (не могут завязать шнурки, пользоваться ножницами, собирать мозаику).

  • Неправильно держит ложку или карандаш

  • Трудно сосредоточиться, импульсивный, рассеянный, не доводит дела до конца.

  • Может действовать либо крайне медлительно, либо проявлять импульсивность и гиперактивность.

Поверить своему ребенку

Источник:
Getty Images

Трудности с усвоением информации негативно влияют на успеваемость с первых же занятий. Это может привести к проблемам во взаимодействии с одноклассниками: ученик дистанцируется от коллектива, а педагоги не всегда оказывают должный подход и не всегда пытаются разобраться в сложившейся ситуации.

Частое перечисление школ – сигнал обратиться к специалисту, например, логопеду или психологу, нейропсихологу. Бесплатную помощь можно получить по рекомендации ПМПК.

К настоящему времени в России не все учителя разбираются в данной проблеме, а некоторые родители просто игнорируют школьные трудности, не верят своим детям и не понимают, что им требуется помощь. Родители критикуют детей за плохие оценки, появляются прогулы, и после этого могут возникнуть отклонения в поведении.

Дополнительные трудности

При диагностированном дислексии родителям следует быть готовыми к дополнительной работе с ребенком: больше времени и внимания. Требуется особый подход к обучению, адаптация программы, занятия с логопедом и психологом, доступные бесплатно.

В специализированном центре можно пройти курс коррекции с логопедом или психологом. В исключительных ситуациях возможно перейти на индивидуальные занятия дома.

Когда ребенок быстро устает, капризничает или не справляется с задачей, нужно обратить внимание на причину такого поведения. Например, дети с дислексией усваивают информацию из аудиокниг лучше и быстрее запоминают ее. Традиционные печатные и электронные тексты для них сложны.

Дети с дислексией могут мыслить образами. Не стоит ругать ребенка, если при подготовке домашнего задания он рисует или что-то мастерит. Вероятно, таким образом ему лучше понимается и запоминается материал. В обучении используйте больше наглядности: смотрите документальные фильмы при изучении истории, пользуйтесь разноцветными ручками и карандашами при письме.

Важно помнить, что дети с дислексией могут проявлять другие способности. Родителям следует прислушаться к своим детям и уделять им достаточно внимания, чтобы распознать и поддержать их таланты.

При своевременном выявлении дислексии и создании персональной программы обучения ребенок может овладеть письмом и чтением, стать грамотным и добиться успеха в выбранной профессии.

Полезные ссылки

Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Бесплатную консультацию логопеда или психолога можно получить в поликлинике, школе или городском психолого-педагогическом центре. Для получения бесплатного психолого-педагогического сопровождения и льготных условий обучения необходимо пройти ПМПК.

  • На сайте Федерального ресурсного центра ПМПКНа сайте содержится вся необходимая информация и навигатор по российским городам с контактами всех центров психологической и медицинской помощи детям по стране (веб-сайты, телефонные номера, ФИО руководителей) раздельно по федеральным округам.

  • После прохождения ПМПК ребенок может получать помощь логопеда и психолога в школе или городском психолого-педагогическом центре. Федерального ресурсного центраО развитии системы поддержки детей с ОВЗ и инвалидностью.

  • Семьям помощь оказывается Ассоциацией родителей и детей с дислексией. сайте АссоциацииТекст содержит полную информацию о дислексии, а также о современных исследованиях данной проблемы в России и за рубежом.

  • Коммерческие центры диагностики и коррекции дислексии предлагают комплексную помощь: ребенку проводят обследования у неврологов, психологов и логопедов.

Упражнения и задания по исправлению дисграфии и дислексии.

КУПИТЬУзнать ценуРеклама. www.labirint.ru