Родители (да и учителя) часто жалуются на детей: «Просто лентяй», «Не старается», «Не хочет учиться». Но мало кто задумывается, что причина может быть не в лени. Порой ребенку объективно трудно воспринимать и усваивать информацию. В этом его ни при чем, а за это еще и наказывать его.
Ольга Величенковапедагогика
Дислексия, дисграфия и дискалькулия – это особенности восприятия информации, которые затрудняют детям процесс обучения чтению, письму и математике. Исследования за рубежом показывают, что дислексия встречается у каждого десятого школьника. Министерство просвещения отмечает, что около 64% детей начинают обучение в первом классе с речевыми нарушениями, каждый пятый ребенок сталкивается с трудностями в учебе, а примерно 80% из них испытывают проблемы с чтением.
В чем причина
Важно осознать, что дислексия представляет собой не болезнь, а нейробиологическую характеристику. Интеллект ребенка с дислексией развивается нормально, а трудности возникают не из-за отсутствия желания или уныния.
Причины возникновения дислексии пока точно неизвестны. Медицинские и психологические исследования выявили различия в развитии некоторых психических функций у детей с дислексией. Большинству из таких детей трудно распознавать отдельные звуки в слове и/или понимать, как буквы представляют звуки. Но такие дети могут быть творческими личностями и мыслить нестандартно.
Главные признаки
Появление трудностей с письмом, чтением и математикой часто становится заметным в школьном возрасте. Некоторые сигналы могут появиться и раньше, во время дошкольного периода.
Речевые проблемы:
Речь развивается медленнее, чем у сверстников
Дефекты произношения сохраняются после 5-6 лет
Вызубривание стихотворений — сложный процесс.
Мальчик испытывает затруднения с различением времен года, дней недели и времени суток.
При чтении и письме допускает много ошибок, с трудом и медленно читает, а также плохо усваивает прочитанную информацию.
Зрительно-пространственные сложности:
Ребенку трудно различать понятия «правое» и «левое».
Может пропускать слева расположенные знаки, буквы и даже страницу.
Продвигается изображение с правой стороны на левую.
Зачастую записывает символы и числа наоборот, перепутывает схожие знаки.
Не предпочитает игры, где нужно думать о расположении объектов.
Моторные и регуляторные трудности:
Неумение играть в подвижные игры из-за неуклюжести и плохого контроля движений.
Лица испытывают затруднения в развитии тонкой моторики рук (не могут завязать шнурки, пользоваться ножницами, собирать мозаику).
Неправильно держит ложку или карандаш
Трудно сосредоточиться, импульсивный, рассеянный, не доводит дела до конца.
Может действовать либо крайне медлительно, либо проявлять импульсивность и гиперактивность.
Поверить своему ребенку
Источник:
Getty Images
Трудности с усвоением информации негативно влияют на успеваемость с первых же занятий. Это может привести к проблемам во взаимодействии с одноклассниками: ученик дистанцируется от коллектива, а педагоги не всегда оказывают должный подход и не всегда пытаются разобраться в сложившейся ситуации.
Частое перечисление школ – сигнал обратиться к специалисту, например, логопеду или психологу, нейропсихологу. Бесплатную помощь можно получить по рекомендации ПМПК.
К настоящему времени в России не все учителя разбираются в данной проблеме, а некоторые родители просто игнорируют школьные трудности, не верят своим детям и не понимают, что им требуется помощь. Родители критикуют детей за плохие оценки, появляются прогулы, и после этого могут возникнуть отклонения в поведении.
Дополнительные трудности
При диагностированном дислексии родителям следует быть готовыми к дополнительной работе с ребенком: больше времени и внимания. Требуется особый подход к обучению, адаптация программы, занятия с логопедом и психологом, доступные бесплатно.
В специализированном центре можно пройти курс коррекции с логопедом или психологом. В исключительных ситуациях возможно перейти на индивидуальные занятия дома.
Когда ребенок быстро устает, капризничает или не справляется с задачей, нужно обратить внимание на причину такого поведения. Например, дети с дислексией усваивают информацию из аудиокниг лучше и быстрее запоминают ее. Традиционные печатные и электронные тексты для них сложны.
Дети с дислексией могут мыслить образами. Не стоит ругать ребенка, если при подготовке домашнего задания он рисует или что-то мастерит. Вероятно, таким образом ему лучше понимается и запоминается материал. В обучении используйте больше наглядности: смотрите документальные фильмы при изучении истории, пользуйтесь разноцветными ручками и карандашами при письме.
Важно помнить, что дети с дислексией могут проявлять другие способности. Родителям следует прислушаться к своим детям и уделять им достаточно внимания, чтобы распознать и поддержать их таланты.
При своевременном выявлении дислексии и создании персональной программы обучения ребенок может овладеть письмом и чтением, стать грамотным и добиться успеха в выбранной профессии.
Полезные ссылки
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru
Бесплатную консультацию логопеда или психолога можно получить в поликлинике, школе или городском психолого-педагогическом центре. Для получения бесплатного психолого-педагогического сопровождения и льготных условий обучения необходимо пройти ПМПК.
На сайте Федерального ресурсного центра ПМПКНа сайте содержится вся необходимая информация и навигатор по российским городам с контактами всех центров психологической и медицинской помощи детям по стране (веб-сайты, телефонные номера, ФИО руководителей) раздельно по федеральным округам.
После прохождения ПМПК ребенок может получать помощь логопеда и психолога в школе или городском психолого-педагогическом центре. Федерального ресурсного центраО развитии системы поддержки детей с ОВЗ и инвалидностью.
Семьям помощь оказывается Ассоциацией родителей и детей с дислексией. сайте АссоциацииТекст содержит полную информацию о дислексии, а также о современных исследованиях данной проблемы в России и за рубежом.
Коммерческие центры диагностики и коррекции дислексии предлагают комплексную помощь: ребенку проводят обследования у неврологов, психологов и логопедов.
Упражнения и задания по исправлению дисграфии и дислексии.