Путь чувств ребёнка: от любви к неприязни и снова к любви
16.09.2024Светлана Забегайловапсихология
психолог, профессиональный стаж более 15 лет
Большинство специалистов детской психологии считают, что ребенок появляется на свет с уже сформированным характером и темпераментом. Такое мнение разделяют и многие матери, ведь предсказать черты ребенка удаётся ещё до его рождения: кто он будет — тихим или активным, упрямым или послушным.
Родителям не нужно лепить скульптуру, а скорее огранять алмаз: развивать у ребёнка лучшие качества, данные ему природой, и сглаживать недостатки. Для выполнения этой сложной задачи важно чувствовать ребёнка, понимать мотивы его действий и стремлений. И для этого нужно знать, как развивается психоэмоциональная сфера ребёнка. Ведь, так же как физические навыки, она подчиняется общему сценарию развития, в рамках которого проявляются индивидуальные особенности.
Новорожденный: черно-белый мир
Младенец испытывает лишь элементарные эмоции: голод, страх, боль, наслаждение. Его чувства контрастны: малыш либо радуется (и спит), либо плачет (и кричит). Понять радость ребенка для матери не составляет труда, но разобраться с причиной его плача — задача непростая. Одно известно наверняка: состояние малыша полностью зависит от физических ощущений, и так продолжается весь первый месяц жизни.
Новорожденный не понимает происхождения своих чувств, например, связи «хорошо» с матерью. Младенцу просто приятно пить молоко матери, лежать у нее на руках, слышать ее голос и стук сердца. промелькнуть подобие улыбкиЭта гримаса особенно заметна после еды или сна, но представляет собой пока лишь непроизвольное сокращение лицевых мышц, сходное с другими хаотическими движениями младенца.
С рождения ребенок выражает важную потребность — в общении. Для младенца оно сводится к физическому контакту со взрослым, главным образом с матерью. Это простая, но важная форма взаимодействия ребенка с другими людьми. Мамина близость и тепло особенно нужны ребенку первые 12 часов после рождения (это аргумент в пользу совместного пребывания в родильных домах) — период решающий для адаптации организма к новой среде и формирования психоэмоционального здоровья. Отсутствие физического контакта и ласки ведет к недоразвитию или повреждению мозговых систем, регулирующих эмоции.
Младенцы чувствительно реагируют на настроение близких, особенно матери. Когда мать злится, малыш сдержанно затихает, а при волнении начинает беспокоиться и плакать в ответ. После года сопереживание становится активным: ребенок может пожалеть маму и погладить ее, если ей больно, или попытаться утешить игрушкой.
0–6 месяцев: простые удовольствия
К двум месяцам малыш начинает понимать, что другие люди приносят ему удовольствие. Это понимание порождает сознательную реакцию — радость. Психологи называют это светлое чувство «социальной улыбкой» или «комплексом оживления», и оно становится первым приобретением ребенка в области эмоций. Двадцатидневный ребенок радуется каждому человеку, приближающемуся к его кроватке и говорящему с ним ласково, но особенно выделяет маму. Малыш проявляет радость всем телом: он не просто улыбается, а двигает ручками и ножками, издает разные певучие звуки, делает смешные рожицы.
Примерно через четыре месяца к улыбке присоединяется смех. Ребенок хихикает при физическом воздействии (эта черта сохранится в течение следующих 2–2,5 лет): у него раздаётся тихий смех, когда его щекочут, и он просто заливается слезами от восторга, если его подбрасывают вверх. Взрослые могут вызвать смех у крохи после года, показывая забавные гримасы, а с помощью смешных фраз — лишь через два года.
Младенец воспринимает взрослых не как целые образы, а по частям. Например, мама в сознании ребенка – это лицо, руки, грудь, запах, голос, которые никак не связаны друг с другом. Мир младенца состоит из таких фрагментов: теплая вода, громкий голос, яркие пятна. Ближе к шести месяцам звуки, запахи и изображение соединяются в единый образ. После этого ребенок начинает отличать своих от чужих. Кроха радуется родителям, а незнакомым людям настораживается или пугается.
Страх – первое отрицательное чувство, появляющееся у малыша. Чувство гнева наступает примерно в четыре месяца и проявляется более ярко, чем радость. какой крик может поднятьсяКогда отнимают у ребёнка интересующий его телефон или мешают ему коснуться компьютерной клавиатуры.
Растущий ребенок постигает разделение физической и эмоциональной сторон своего существования. У младенца эти стороны неразделимы, и радость проявляется лишь при физическом благополучии: боль ребенка затрудняет успокоение плача. В возрасте 2-3 лет ребенок может радоваться новой игрушке даже при болезни. С возрастом человек обретает контроль над физическими ощущениями и эмоциями разумом, учится управлять ими.
6–12 месяцев: с удивлением и интересом
К концу первого полугодия малыш начинает испытывать удивление, что становится главным стимулом для развития интереса. Ребенка можно заинтересовать новой игрушкой. Кроха ещё не может долго удерживать внимание, ему постоянно нужна новая «пища для ума». Кроме физических потребностей, у ребёнка появляются психологические: общаться и узнавать. Из-за этого малыш становится непоседливым и любопытным, иногда его желания не совпадают с «можно» мамы.
Маленькие капризы пока не представляют проблемы — в этом возрасте легко отвлечь ребёнка и перевести его внимание на что-то другое.
Желания и интересы ребенка всё больше закрепляются; из них формируются предпочтения и вкусы — в еде, игрушках, развлечениях, книгах, песнях. Родители замечают, что особенно нравится малышу, а что ему не по душе.
Через восемь месяцев, когда ребенок становится все более активным и начинает ползать, вставать на ножки, наступает первый этап его психологического отделения от матери. Малыш безболезненно переносит кратковременные разлуки с матерью, поскольку начинает осознавать, что она продолжает существовать даже если его ее не видит. Теперь дети… очень любят играть в «ку-ку»Важно находить маму, которая прикрыла лицо руками или платком. В то же время ощущение «отдельности» может привести к «тревоге восьмимесячных»: ребенок кричит при виде незнакомых людей (например, врачей в поликлинике, которых не боялся раньше), часто просыпается по ночам, становится беспокойным. В эти месяцы повышенной чувствительности и тревожности постарайтесь избежать глобальных перемен в его жизни: сейчас не стоит выходить на работу или менять няню — ребенку как никогда необходимо чувство постоянства.
Родители стремятся сдерживать проявления негативных чувств у малышей, в отличие от положительных эмоций. Часто ребенка хвалят за отсутствие плача (а не за смех), то есть фактически за подавление отрицательных эмоций. Однако тихие и послушные дети страдают от стрессов так же сильно, как и другие. В любом возрасте малыш имеет право испытывать страх, негодование, раздражение, и выражать их необходимо для психоэмоционального здоровья. Задача родителей — научить ребенка это делать без вызывающего негатив реакции окружающих.
1–1,5 года: я есть!
Главным для ребёнка в этот период являются собственные стремления. Он всё чётче выражает свои желания и всё настойчивее стремится их осуществить. Теперь он вполне самостоятельно принимает решения, и если задумает что-то сделать, отвлечь его будет гораздо сложнее, чем пару месяцев назад. Если ребёнку очень захочется узнать, что лежит у папы в кошельке, будьте уверены, несмотря на все запреты, он улучит минутку, стащит его и обязательно рассмотрит всё содержимое.
Для годовалого ребёнка главное — собственные желания. Будьте терпеливы год-два: со временем малыш научится управлять своими желаниями и поймет, что помимо слов «хочу» и «не хочу» существуют слова «нельзя» и «надо».
Чувства и поступки ребёнка теперь тесно переплетены. Непонравившаяся вещь вызывает у него гнев и яростные удары по маме, страх – плач, а радость – смех и хлопки в ладоши. Ребенок научился четко выражать своё отношение к происходящему, и можно начать учить его другому важному умению – отделять эмоции от действий. Это означает, что малыш может злиться, но мама не допустит ударов по себе или кусания. Полное овладение этой наукой займёт не один год, но начинать стоит уже сейчас.
В этот период ребенок формирует представление о самом себе. Кроха начинает отождествлять себя со своим именем («Петя — это я»), телом (хлеб не сам упал, его бросил Петя), отражением в зеркале («Кто там?» — «Петя»). При виде своего образа в зеркале ребенок испытывает большое удовольствие, может разглядывать себя долгое время и понимает, кто перед ним.
Хотите убедиться в этом? Нанесите мазок губной помадой на щечку ребенка. Если он трет себе лицо, глядя на свое отражение, значит, все правильно понимает. Узнавая собственное изображение, маленький получает зрительное подтверждение своего существования, что создает прочный каркас его «я».
1,5–2 года: кризис противоречия
Мальчик чувствует, думает, действует, но пока не понимает своих эмоций и поступков. Ему трудно объяснить причину слёз или непожелание купаться. Ребенок растет, становится самостоятельнее; желания его увеличиваются, а взрослые почему-то не спешат их исполнять. Это естественно вызывает протест. Чтобы утвердиться как отдельный человек, ребенок доказывает вам, что может иметь собственное мнение. Не имея аргументов, он просто говорит «Нет». Этот «кризис противоречия» — важный признак роста ребенка.
Примерно в два года малыш начинает узнавать слова для своих чувств: например, дрожь в животе – это страх, а желание спрятаться – смущение. Чтобы помочь ребенку разобраться в своих эмоциях, говорите о том, что он чувствует и почему эти ощущения появляются.
Упрямство и отказы могут доводить родителей до белого каления, но малышу тоже непросто. Его пугают собственные вспышки гнева, он боится потерять мамину любовь, и в этот период на смену истерикам и непослушанию приходят бурные выражения любви. Чтобы смягчить этот сложный период, чаще дайте ребенку возможность выбора. Если ситуация не связана с принципиальными вопросами (например, безопасности), позвольте малышу поступать так, как он считает нужным. Считаясь с мнением ребенка, вы подтверждаете, что для вас он ценен. Настаивайте лишь на том, что для вас принципиально; всегда четко формулируйте и регулярно повторяйте свои требования. Чем стабильнее будут ваши правила, тем проще ребенку их принять.
Через полтора года ребенок проявляет живой интерес к детям своего возраста. Раньше ему хватало вашего общества на прогулке, теперь же он настаивает на посещении детской площадки. Хотя в этом возрасте дети играют рядом, а не вместе, зачатки дружбы уже появляются. Способность ребенка налаживать контакт с сверстниками во многом будет зависеть от первых опытов общения с детьми.
2–2,5 года: декларация независимости
Родители двухлетнего малыша контролируют его уже не только поступками, но и речью, общаясь с ним даже на расстоянии. Личное пространство ребенка расширяется, однако малыш пока не ощущает себя «отдельным», независимым от взрослых, чувствуя постоянную связь с ними. Кроха может самостоятельно отправиться куда-то во время прогулки, совершенно не беспокоясь о том, идет ли за ним мама. Ведь он уверен, что родители всегда рядом, и не боится их потерять.
Иногда осознание своей «отдельности» для малыша превращается в страх. Ребенок начинает беспокоиться о том, что родители его покинут, и поэтому плачет под дверью ванной, куда скрылась мама, или цепляется за ее юбку, если она собирается уйти. Через несколько месяцев это состояние меняется, и страх потери перестает пугать ребенка после того, как он понимает: даже если мама уйдет, она всегда вернется.
В возрасте от двух до трех лет ребенок часто повторяет слово «я», утверждая свое независимое существование в позитивной форме, отличающейся от кризиса противоречия. Двухлетние дети сильно эгоцентричны и не осознают, что у других тоже есть желания. Они хотят получать все первым, раньше остальных, и ждать своей очереди им тяжело. В этом возрасте малыши категорически отказываются давать свои игрушки в пользование, что вполне естественно. Игрушки для ребенка – часть его самого. Аргументы вроде «Ваня через пять минут вернет» бесполезны, ведь у малыша еще нет представления о времени, и отдавая игрушку, он ощущает ее потерю навсегда. Не ругайте ребенка и не заставляйте его быть щедрым. Предложите поменяться игрушками, а если ребенок отказывается, не настаивайте – уважайте этот период эгоцентризма, без которого не может сформироваться представление о себе. Позже вы научите ребенка альтруизму и щедрости.
Как двухлетки видят мир?
-
Считают себя центром вселенной, верят, что мир крутится вокруг них.
-
Не имеют чувства опасности.
-
Недостаточно владеют контролем над поведением и эмоциями, что обуславливает возможность возникновения весьма интенсивных чувств, приведших к вспышкам гнева, агрессии в виде ударов или укусов.
-
Не понимают, что поступки вызывают страдания у других.
-
Не ощущают течение времени: не различают минуты и часа, не понимают значение фразы «подожди немного».
2,5–3 года: от «я» к «мы»
К трем годам малыш создает устойчивое представление о самом себе. Мир ребенка разделяется на «меня» и «других», и он может выражать свое отношение к себе и окружающим. Если раньше чашки выпадали из рук малыша случайно, то теперь он понимает, что уронил ее сам. Ребенку нравится, что он может делать что-то самостоятельно и играть в одиночестве; кроха гордится своими умениями. Малышу необходимо ощущать себя сильным и значимым, ожидая возможности проявить себя и утвердиться в обществе — например, начав… посещать детский сад.
По завершению многочисленных столкновений с непослушным малышом родители к трем годам вступают в мирный период. Ребенок чувствует себя спокойнее, понимая, что его мнение учитывают. Родители убеждаются, что с ребенком можно договориться без крика.
Ребенок открывает себя к двум годам, а к трем — и других.
Укрепившись в самостоятельности, начинает замечать других людей с их интересами и желаниями. Теперь кроха понимает: нужно не просто захотеть игрушку и взять ее с полки, а спросить у мамы разрешения. У него появляется чувство уважения к старшим. Он готов слышать других, если его слышат.