Психолог о ребенке, не слушающем просьбы: 7 советов для изменения ситуации
20.04.2023Достигнув определенного возраста, ребенок начинает отвечать на все предложения или просьбы одним словом — «нет». Может быть также период так называемой «глухоты», когда малыш будто не слышит маминых уговоров. Реагировать он начнет только после громкого крика, а это делать мы, любящие мамы, не хотим. В результате на форумах появляются все больше историй о подобных ситуациях:
Мальчику три с половиной года. В этом возрасте по идее ребенок должен начинать все делать самостоятельно. У меня всё наоборот: ему нужно одевать, хотя он умеет это делать сам, кормить, а есть сам отказывается. Ещё обязательно надо укладывать спать, иначе будут жуткие истерики. Что делать?
Мне почти пять лет. Когда прошу что-нибудь сделать, сынок двигается, как сонная муха, отвлекается. Дала штанишки, футболку, попросила надеть — через минуту обернулась — лежит ногами вверх, штаны в стороне. Еще раз попросила, привстал, вернулась минут через пять, опять та же картина: штаны где-то, а сам играет. Я кричу — вскакивает и быстро одевается. Разве это нормально — постоянно кричать?
Елена Шамова
Психолог полагает, что прежде всего необходимо понять причины подобного поведения ребенка. По ее мнению, основные причины — это недостаток внимания, отсутствие четких требований от родителей, незрелость психики малыша и недостаток его ресурсов для выполнения действия. Вероятно, ребенок плохо выспался, чувствует себя неважно или просто… не любит ходить в садРебенок внезапно не сможет расстроить мать.
Ivan Marjanovic/Shutterstock/Fotodom.ru
1.Три года – возраст кризиса «Я сам», когда родителям, бабушкам и дедушкам необходимо установить четкие поведенческие границы: правила и семейные законы, которые ребенок использует для понимания мира семьи. Например, вставать в семь утра, ложиться спать в девять вечера. В определенное время пить молоко, есть печенье, чистить зубки, читать сказку и спать. Важно, чтобы ритуал повторялся каждый день.
2.Важно учитывать особенности психики ребёнка и делать нужные выводы. У малышей до трёх лет предфронтальная кора мозга ещё недостаточно развита, в ней почти отсутствуют извилины и бороздки. К пяти или семи годам мозг ребёнка претерпевает изменения. Благодаря отказу выполнять мамины просьбы. Ребенок сталкивается с фрустрацией из-за не удовлетворения потребностей. Требование или запрет тоже всегда вызывает ее. Возникает небольшой стресс, который дает психике опыт переживания необходимых психоэмоциональных реакций. Отрицание всего и вся — естественный процесс.
Мысль о полном отсутствии ограничений для детей остаётся лишь мечтой. Без границ ребёнок испытывает тревогу, неуверенность в себе и может проявлять агрессию.
Ground Picture/Shutterstock/Fotodom.ru
3.В три года начинается процесс отделиться от родителей, он не происходит мгновенно. Ребенок желает взрослеть, действовать самостоятельно, но не всегда обладает достаточными ресурсами — ни физическими, ни психическими. Пройдя десять шагов, малыш может попросить вернуться на руки. Разумные родители окажут помощь, менее разумные, обиженно скажут: «Ты же теперь самостоятельный, иди сам». Лучше похвалите за достижения!
4.Ребенок может самостоятельно справляться с ситуацией, но все еще просит маму покормить, одеть и полежать рядом. Это говорит о том, что ему нужна эмоциональная поддержка. Хорошо, что есть взрослый человек, которому малыш доверяет и к которому может обратиться за помощью, чтобы поплакаться или просто опереться. Чаще всего это мама.
5.Не спешите взросление малыша, посмотрите правде в глаза. Как часто вы играете вместе? Разговариваете ли искренне? Объясняете ли ситуации и их последствия? На это требуется время, которого у многих родителей мало. Вы спокойная и улыбающаяся мама, которая любит ребенка безусловно и говорит об этом ему, или мама, всем недовольная, вечно уставшая и спешащая? Тогда не удивляйтесь тому, что малыш будет привлекать внимание в самый неудобный момент. Вам, пусть и с хмурыми бровями, здесь и сейчас нужно ему, а не завтра, когда наступит выходной.
6.Каждый желание ребенка нужно превращать в игру. Не настаивайте на том, чтобы малыш ел кашу, сказав «Нет, будешь есть!». Нужно научиться сдерживать негативные эмоции и избегать конфликтов с ребенком.
Не хочет одеваться? Лучше поиграйте две минуты. Предложите поискать потеряшки — носки, майку. Или надевать брюки наперегонки. Можно принимать участие в процессе вместе: «Я ищу майку, а ты шорты». Со временем сократите своё вмешательство и наслаждайтесь новыми способностями.
Michal Kowalski/Shutterstock/Fotodom.ru
7.Важно не поддаваться истерикам, а научиться спокойно говорить «нет». Так ребенок получает истинную картину мира, где всего можно добиться, стоит только поплакать. Родители должны быть готовы прожить обиду и агрессию малыша («Я не люблю тебя, не хочу, чтобы ты была моей мамой»). Чаще это говорит после слез тщетности, которые не приводят ни к чему. На самом деле он так не думает, просто для него в этот момент весь мир рухнул, а психика иначе отреагировать на ситуацию не способна. И очень желательно, чтобы вы нашли в себе силы обнять малыша, прижать к себе и прошептать ему на ушко, как вы счастливы от того, что он у вас есть, несмотря на негатив, некрасивое поведение и слезы.