Психолог о последствиях воспитания на успех

Психолог о последствиях воспитания на успех

02.07.2023 Lora
Источник:
кадр из фильма «Одаренная»

Желание воспитать детей лидерами, способными добиваться успеха, не всегда сочетается с пониманием того, что успех не гарантирует счастья. Усиление внимания к успеваемости может привести к глубокому несчастью ребёнка.

Виктория Шиманская

психолог

Мы считаем, что только добившись успеха, сможем предоставить ребёнку всё самое лучшее. Конечно же, он должен нас подражать. Какие ошибки совершают родители, достигшие высот в карьере и бизнесе, желая, чтобы их ребёнок тоже стал успешным? Рассмотрим девять самых распространенных из них.

1. Развитие с пеленок

Часто родители ставят приоритетом раннее… интеллектуальное развитиеСтремясь передать ребенку как можно больше знаний, взрослые слишком сосредоточены на конечном результате и его достижении. Приоритетом должно быть само по себе обучение и наслаждение от процесса познания мира как ребенком, так и родителями.

В первый год жизни радуемся шагам и словам, играем в «ку-ку» и улыбаемся. К двум-трем годам терпение иссякает, кризис «Я сам!» вызывает раздражение у мамы. К трем годам она выходит на работу, а папа не всегда понимает, как взаимодействовать с ребенком. Раннее развитие приходят на помощь: карточки, картинки, планшеты. Чем ближе к школе, тем больше беспокойства и меньше времени на занятия.

Что делаем

Играйте и учите с удовольствием. В возрасте от 4 до 9 лет нужно формировать базовые социальные умения и интенсивно развивать эмоциональный интеллект. При выборе методики, книги или даже карточек отдайте предпочтение материалам, которые вызовут сильный эмоциональный отклик и у вас, и у ребенка. Например, если вам нравится архитектура, учите ребенка считать, гуляя по городу. Не стесняйтесь делиться своими увлечениями с ребенком!

2. Маленький взрослый

Мы ведём с детьми взрослый разговор, и в интеллектуальном развитии они часто превосходят нас в их возрасте. Однако по социальному развитию им обычно требуется несколько лет больше. Мы часто забываем об этом и предъявляем детям требования, как к взрослым. Не замечая этого, мы начинаем не только обучать, но и добиваться от них результатов.

Что делаем

Вспомните себя в таком возрасте, свои чувства — что вас радовали, а что расстраивало? Как важно было играть с друзьями! А как чудесно было утром забраться к родителям в постель! Даже в 9 лет дети — еще дети, что уж говорить про 5–7-летних. Представьте, что смотрите на себя и семью со стороны. Это прекрасная картина: светит солнце, вы улыбаетесь, расставляете руки, а ваш ребенок бежит к вам. Вы подхватываете его, кружите, целуете, обнимаете. А ведь пройдет совсем немного времени — и он вырастет. Пока этого не произошло, наслаждайтесь детством.

Большинству современных родителям важно осознать, что «успешный» и «счастливый» — не синонимы. Желание видеть ребёнка успешным не должно мешать развитию его счастья.

Источник:
кадр из фильма «Одаренная»

3. Быстрее. Выше. Сильнее

Пять кружков, везде стремление быть лучшими. Подготовка к школе, всестороннее развитие личности. Сначала ребёнку может нравиться обилие занятий. Но со временем хочется играть. На игру и самостоятельное занятие времени не хватает. В итоге навык не формируется. И когда появляется «свободный час», ребенок сам придумать занятие не может. Самое грустное, что мама с папой тоже не смогут помочь, потому что разучились играть.

Что делаем

Первая задача – помочь ребенку научиться учиться, а не просто запоминать информацию. К сожалению, далеко не все педагоги умеют этого добиться. Постоянная конкуренция между различными развивающими занятиями не способствует этому. Желание обеспечить для ребёнка всё наилучшее естественно, однако попытайтесь выслушать и его. Что ему нравится, для чего и как? Обратите внимание, получает ли ребенок результат от этих занятий? Возможно, дочка сама в свободное время берет краски и рисует, или сын приходит с просьбой «потренировать» удар, чему его научили, или предлагает устроить семейный турнир по шахматам. Это значит, вы идете верным путем. Определите наиболее близкие именно вашему ребенку увлечения и откажитесь от лишнего — дайте ему возможность найти свой путь.

В интернете давно ходят статьи о «Поколении Y» — людях поверхностных впечатлений, которые не подчиняются старым законам мотивации, постоянно куда-то бегут, но работать не хотят… Следующее поколение — малышей — психологи уже называют «Поколением i» — в честь расцвета iPad-технологий, совпавших с их появлением на свет. Технологичность — норма для этих детей с самого рождения.

4. Делегируем?

Некоторые приступают к работе сразу после рождения ребёнка, другие — через год, а третьи — лишь спустя три года. Чаще всего маме хочется вернуться на службу: ей не хватает общения, деловой одежды и обсуждений, не связанных с ребёнком. Будучи современной женщиной и квалифицированным специалистом (а иногда и руководителем), мама делегирует большую часть воспитательных обязанностей педагогу детского сада и/или няне. Это необходимо принять как факт. С трёх лет до школы жизнь проносится мимо нас, хотя именно в это время малыш превращается в полноценного ребёнка.

Даже не отсутствие времени с детьми так страшно. Страшнее то, что когда мы рядом с ними физически, наши мысли часто находятся где-то далеко. но не всегда знаем чем.

Что делаем

Формируйте моменты «лицом к лицу». В семейной жизни должны быть такие мгновения: «один на один с мамой», «один на один с папой» и «все вместе». Пусть это займёт всего двадцать минут в день, но за это время вы будете полностью посвящены малышу, а он — вам. Что делать? Обниматься, говорить о любви, слушать и главное — слышать и принимать его таким, какой он есть. Ведь у нас так мало времени просто побыть вместе, поделиться мечтами, делами, мыслями и надеждами! Прислушайтесь к чувствам детей и поделитесь своими собственными переживаниями. Сформировать доверие важно уже с самого начала, даже если вы работаете. Трудно ожидать от ребенка в школе, особенно в подростковом возрасте, что тот будет охотно делиться чем-то, без доверия и принятия.

Источник:
кадр из фильма «Одаренная»

5. Выходные — праздник каждую неделю

В выходные у нас много свободного времени, и мы с семьёй всегда стараемся провести его интересно. Сколько впечатлений!

Что делаем

Введите традицию: по выходным планировать все вместе.
Это можно сделать за ужином в пятницу или за завтраком в субботу. Каждый выскажет свои пожелания. Можно вместе просмотреть афишу городских событий: какие выставки, какие мероприятия в парках и т.д. Далее проговорим все необходимые дела: от покупки продуктов до уборки комнаты и уроков (если ребенок — школьник). Записав все предложения, составим график. Возможно, от некоторых развлечений придется отказаться, перенеся их на следующую неделю. Действуя таким образом, можно научить ребенка основам планирования. Кроме того, и взрослые в этот момент гораздо лучше осознают свои желания и не едут «в игровую зону ТЦ» из-за чувства вины, вызванного поздними возвращениями с работы в течение недели.

6. Ручному труду — бой

Посудомоечная машина и стиральная машина почти лишили ребенка домашних дел. Мы радуемся, что жизнь наших детей стала легче. Но через несколько лет возмущаемся: «Ты ничего не делаешь, даже посуду за собой не уберешь!». Физический труд — величайшее спасение для человека. Когда трудятся руки, мозг работает в другом режиме — переваривает и усваивает набранную за день информацию. количеством просматриваемых мультфильмовНедостаток трудового опыта, а также простое безделье способствуют развитию негативных качеств.

Что делаем

Выделяем все домашние обязанности и распределяем их по категориям: «мамин», «папин» и «детской». Ребенок может полить цветы, убрать крошки с поверхности стола, собрать свои игрушки после игры и сложить вещи после прогулки. Возможность собирать продукты в магазине, сначала воспринимаемая как вознаграждение за хорошее поведение, со временем превратится в полезную привычку.

7. Говорим и вкладываем, но не слушаем

Мы считаем необходимым как можно больше дарить ребёнку. Поэтому отдаём его в множество кружков и постоянно спешим: утром — на спорт, вечером — в театр. Самое главное — всё объяснить. Мы бежим и только успеваем выдавать поручения: одень это, сделай то. Просто времени всегда не хватает, поэтому приходится общаться именно так.

Источник:
кадр из фильма «Одаренная»

Что делаем

Посоветуйтесь с ребенком. Дайте ему возможность поделиться своими мыслями. Если малыш заговорил, просто слушайте его. Не задавайте много вопросов! Поддержите его, разделите его чувства и радуйтесь тому, что вам открывается удивительный мир ребенка с неповторимым взглядом на вещи. Научите малыша с самого раннего возраста осознавать свои чувства и переживания и рассказывать о них — не только о хороших, но и о трудных, и даже неприятных. Это пригодится ему в жизни.

Делайте традицией обсуждать прожившую дату во время ужина. Не стесняйтесь говорить и о сложных и печальных моментах, которые случились. Осознание и формулирование чувств и эмоций создают основу для уверенности в себе и укрепляют связи.

8. «МаПа»

В семьях, где родители добились успеха в карьере и бизнесе, традиционные роли отца и матери могут размываться.

Что делаем

Счастье в семье возможно только при гармоничных взаимоотношениях всех членов семьи друг с другом. Первоначально это касается папы и мамы. Начать нужно с себя, как в самолете: сначала обеспечьте себя маской, а потом ребенка. Выделяйте время для двоих и общих взрослых интересов. Придя домой, снимая офисную одежду, снимайте с себя все внешние роли. Родителям важно проговорить друг с другом образы и ожидания от лица женщины и мужчины. В этих образах им должно быть комфортно. К примеру, какой бы бизнесвумен женщина не была, дома она будет рада становиться любящей мамой и женой.

9. Ты самый лучший

С самого раннего детства мы с радостью отмечаем достижения своих детей. «Молодец! Ты самый лучший! У тебя всё отлично получилось!» — говорим мы это часто, от души и искренне. Ведь для нас наш ребенок – самый лучший. Но в определенный момент ему придется столкнуться с тем, что кто-то может прыгать выше, а кто-то читать быстрее. Это может привести… к тяжелейшей психологической травмеИ к разочарованию в себе. А если это совпадает с периодом адаптации в школе, когда меняются правила и требования? Мы же вместо поддержки начинаем требовать больше, а потом искренне удивляемся: «Как же у него не получается? Ведь он самый лучший!». В этот момент мы можем отбросить его эмоциональное развитие на несколько лет назад — и вот он хуже справляется со школьными упражнениями и заданиями.

Что делаем

Изменить привычку говорить «ты молодец!» и «ты лучший!» очень трудно. ежедневной работы над собойДля того чтобы помочь ребенку стать самостоятельной, счастливой и самодостаточной личностью, необходимо начинать с принятия. Нужно научиться принимать его со всеми неудачами, ошибками и странностями. Посмотрите детские фотографии и видео, вспомните радость от его первых шагов и слов. Это было совсем недавно! Он всё ещё ребёнок, малыш. Дайте ему время и право на ошибки.

Дополнительные ресурсы по детской психологии доступны в нашем канале. Яндекс.Дзен.