Не торопить события
Еще один фактор, способный помешать гармоничному и безболезненному приучению к горшку, — это спешка. Собственно говоря, спешка — также признак стресса: родитель спешит, а значит, боится не успеть. Причин для таких страхов может быть предостаточно, их с готовностью выдаст вам каждый второй доброжелатель. Давайте лучше поговорим о том, как хорошо и полезно не спешить. Начнем с того, что ребенок спешить не умеет, поэтому вы с громадьем планов на ближайшее обозримое будущее с ним не будете на одной волне. А значит, и взаимопонимания не получится. Родители спешат, они так привыкли: в магазин, поликлинику, и погулять надо успеть. Ребенок устроен иначе, он познает мир и обучается, погружаясь в то, с чем в данный момент взаимодействует. Иными словами, ориентирован на сам процесс больше, чем на результат. Так устроен ребенок, поскольку в процессе параллельно он решает еще огромное множество задач развития. Он растет и развивается каждую минуту и каждую минуту познает себя и мир, делая множество открытий в самых разных областях.
Рассмотрим наш пример. Перед ребенком 2 лет поставлена задача научиться ходить на горшок. Но что это значит для маленького человека? Во-первых, это усвоение самой идеи, что теперь справлять нужду надо не в подгузник, как раньше, а на горшок. Затем малышу предстоит понять, что отныне он не может писать в точности в тот момент, как он захочет, но ему надо научиться откладывать свою потребность, ждать, пока, во-первых, перед ним появится горшок, во-вторых, он освободится от одежды, ну и последнее — устраиваться на горшке тоже надо уметь! А это уже целый алгоритм, последовательность действий, которую предстоит выучить и освоить. Весьма вероятно, что по ходу дела ему надо будет осваивать также умение раздеваться. И все это время идет непрерывный процесс осознания себя в качестве управляющего, главнокомандующего своим телом, его функциями, осознание своих расширяющихся возможностей, власти над своим телом.
Приучение не может произойти за пару недель уже потому, что в это время формируется не только само поведение, но и отвечающие за него зоны мозга, если, конечно, не начать приучать малыша в 3−4 года, когда мозг уже более развитый и процесс может проходить значительно быстрее. Обучение произвольной регуляции мочеиспускания — стимул для мощного развития лобных отделов головного мозга, отвечающих как раз за произвольные действия. И раньше, чем сформируется соответствующая зона мозга, освоение горшка невозможно, а процесс это небыстрый и требующий к себе уважения. Поэтому же не стоит торопиться и приучать ребенка к горшку как можно раньше — до 2 лет: мозгу малыша еще надо созреть для таких подвигов. Управление своим телом и его органами — важнейшая задача развития, и ее нельзя решать наспех.