Покажи да расскажи
Что нового? Примерно в 12−18 месяцев малыша начинают интересовать самые разнообразные предметы: он готов часами изучать крышки от кастрюлек, карандаши, тюбики из-под кремов. Но вскоре ребенку становятся интересны не только форма, цвет и вкус предметов, но и их предназначение, и малыш спешит со своими новыми игрушками к родителям за разъяснениями.
Как реагировать? Не отнимайте у малыша новый предмет, приговаривая, что миска или щетка для пальто — не игрушка. Ребенком движет любопытство, он открыт для познания мира, а такими действиями родители рано или поздно истребят у малыша природное стремление изучать неизведанное. Конечно, если предмет опасный (мелкие детали малыш может проглотить, рамку для фотографий разбить и порезаться и т. п.), то стоит отвлечь внимание малыша и незаметно забрать. Однако если ребенка заинтересовала «нейтральная» вещь, лучше покажите малышу, как ею пользоваться, дав простые объяснения.
На прогулке старайтесь больше говорить с малышом, поясняя происходящее вокруг. Например, когда малыш подберет с земли опавший лист, вместо криков: «Брось, это грязь! Испачкаешься!», произнесите: «Это лист, который упал с дерева, смотри, какой он большой и желтый. Давай его положим обратно на землю, потому что он грязный и ты можешь испачкаться». Так вы привьете ребенку понимание, что не все, что попадается под руку, нужно хватать. А с другой стороны — не отобьете стремление изучать окружающий мир.