Проблемы с чтением: помощь родителям при дислексии у детей

Проблемы с чтением: помощь родителям при дислексии у детей

29.11.2024 Ilona
Источник:
Pinterest

Татьяна Каченовская

логопед-дефектолог

Николай Воронин

нейропсихолог

Когда выставляется диагноз «дислексия»? Кому его ставят?

Дислексия — это частичное специфическое нарушение чтения, выражающееся в трудностях с опознаванием букв, слиянием букв в слоги и слогов в слова, что приводит к искаженному воспроизведению звуковой формы слова. Также дислексия проявляется в неспособности понять прочитанное: ребенок не может правильно прочитать слово, связать букву со звуком и понять текст.

Иногда взрослые не понимают проблемы ребенка с дислексией, называя его «тупицей» или «бестолочкой», и стараются научить стандартными методами тому, что он по объективным причинам делать не может: читать и понимать текст. Это серьезная проблема. Поэтому важно знать, что такое дислексия, как ее распознать, как компенсировать трудности и когда обратиться к специалистам.

Но не спешите с выводами: понятие нормыПонятие имеет широкое распространение как в педагогике, так и в психологии. Проблемы, которые впоследствии могут оказаться неразрешимыми, зачастую возникают на первых порах обучения грамоте.

В возрасте пяти или шести лет многие дети пишут зеркально и путают буквы. Несмотря на усилия взрослых, до шести лет ребенок имеет полное право не уметь читать. Для чтении без ошибок должны созреть определённые структуры головного мозга. Это происходит в определённый период — обычно ближе к семи годам. Поэтому у детей, которых учили читать с полутора лет, к 6,5 годам будут те же результаты, что и у детей, впервые открывших букварь в 6 лет. Если четырёхлетний ребёнок, у которого речь развита согласно возрасту, все в порядке с фонематическим слухом(То есть со способностью различать звуки речи) не сможет складывать слоги в слова. Потерпите. Через год-полтора, ребенок слегка подрастёт, и всё у
него получится.

При выявлении у младенца несформированности фонематического слуха или общего недоразвития речи необходимо срочно приступать к устранению этих проблем. Такие дети входят в группу риска по развитию дислексии. Родителям следует обратить особое внимание на формирование навыков чтения и письма, даже если до 3,5 лет ребенку ставили диагноз. «задержка речевого развития».

Источник:
Pinterest

Важно помнить, что дислексия не болезнь, с ней можно жить. Выросший ребенок найдет способ преодолеть трудности. Ничто не помешает ему выбрать профессию, не требующую чтения и письма. Информацию можно получать и обрабатывать из телепередач, радио или аудиокниг, используя диктофон или компьютер. Тем не менее ребенка с серьезными трудностями при чтении нужно показать специалисту. Занятия с профессионалами могут полностью или частично устранить нарушение, а всегда принесут ребенку пользу.

Талант в качестве компенсации?

Есть предположение о связи между дислексией и гениальностью. Список известных личностей, имевших дислексию и иногда и дисграфию, внушителен.

Леонардо да Винчи, Ганс Христиан Андерсен, Томас Эдисон, Альберт Эйнштейн, Майкл Фарадей, Агата Кристи, Уолт Дисней, Стив Джобс (Apple), Генри Форд, Энтони Хопкинс, Дастин Хофман, Том Круз, Киану Ривз, Гай Ричи, Мерлин Монро, Квентин Тарантино, Орландо Блум, Лив Тайлер, Кира Найтли, Федор Бондарчук.

Может быть, сложности с чтением в детстве разыгрывают внутренний потенциал ребенка, побуждая искать компенсацию в творчестве, науке или искусстве. Или дислексия действительно связана с талантом?

Почему возникает дислексия?

Источник:
Pinterest

Нейропсихологи описывают нарушение связей между частями головного мозга, отвечающими за восприятие зрительной информации, и теми, которые обрабатывают, распознают и наполняют ее осмысленным словесным содержанием.

Эксперты уверены, что это не заболевание, а нормальные черты развития головного мозга. работы головного мозгаПроблемы могут появиться сразу после рождения. Причиной тому может быть недостаток кислорода во время родов, травмы или микротравмы шейного отдела позвоночника, генетические нарушения или любые болезни, которые ребенок переносит тяжело. Все эти факторы повышают риск развития дислексии (как и многих других речевых и неречевых трудностей), но не гарантируют ее возникновение.

Повреждения и мелкие повреждения шейного отдела позвоночника вызывают хроническое кислородное голодание нервных структур, из-за чего те образуются некорректно. генетических нарушенийЕсли говорить о наследственной составляющей, то информации об этом пока мало. Возможна передача дислексии по наследству, но механизм передачи еще недостаточно изучен. В некоторых семьях дислексия наблюдается на протяжении нескольких поколений. С другой стороны, довольно часто дети с таким нарушением не имеют в родственных связях людей с дислексией. Также к группе риска по развитию нарушения относятся дети, которые тяжело перенесли грипп, коклюш или любую простуду.

Не торопите события

Источник:
Pinterest

Ребенок, только-только начинающий читать, имеет право на ошибку. Может путать буквы, не запоминать прочитанное до тех пор, пока не созреют головной мозг и нервная система. Мы же предъявляем к речи 3-летнего ребенка те же требования, что и к речи пятилетнего.

До какого времени ждать? Специалисты советуют, что при отсутствии других нарушений (слух в порядке, четко произносят звуки, речь соответствует возрасту), не делать поспешных выводов до конца первого полугодия обучения в первом классе. Образовательная программа большинства школ предполагает, что к этому времени ребенок должен знать практически все буквы и иметь начальные навыки чтения, даже если в сентябре еще не знал букв и не умел читать и писать. Внимание! Только к концу первого года обучения ребенок должен читать и писать, знать все буквы и понимать прочитанное.

Если у ребёнка сложности с речью и звуковосприятием, начните устранять их без промедления. Задержка может привести к проблемам в письме.

Важно обращать внимание на умение дошкольника ориентироваться в пространстве. Риск развития дислексии велик, если 5-6-летний ребенок плохо различает правую и левую стороны, затрудняется запомнить дорогу, испытывает проблемы со зрительной памятью, концентрацией и управлением вниманием. Например, ребенок не может запомнить и выполнить простейшие инструкции. Часто такие дети потом путают буквы и не в состоянии понять и запомнить прочитанное. У них не получается связать прочитанное с образом, который стоит за словом, и по этой причине письменная речь воспринимается ими плохо.

В подобной ситуации необходимо обязательно обратиться к логопеду.
Каждый случай уникален, и лишь специалист определит, является ли это дислексией или всё хорошо, а стоит немного дождаться, пока сформируются нужные части мозга.

К кому идти, заподозрив дислексию?

Если ребенок не может научиться читать, учитель посоветует обратиться к логопеду. Не стоит игнорировать этот совет. Логопед подробно расспросит маму о особенностях развития ребенка, чтобы понять, какие ещё трудности, помимо чтения, у него могут быть. Трудно ли ему ориентироваться в пространстве, легко ли запоминает стихи, как общается с ровесниками, может ли контролировать свои эмоции? Также логопед уточнит, к каким врачам ребенок обращался и каким образом лечился. Для постановки правильного диагноза нужно учитывать множество факторов. Окончательный диагноз можно поставить только в том случае, если у ребенка уже есть навыки чтения и письма.

При подозрении на дислексию логопед посоветует обратиться к неврологу и нейропсихологу. Если невролог не обнаружит существенных неврологических нарушений, с ребенком будут работать логопед и нейропсихолог. Нейропсихолог – специалист редкий. Его можно найти в крупных коммерческих медицинских центрах и государственных специализированных центрах по нарушениям развития речи.

Чтобы определить, соответствуют ли навыки чтения и письма возрасту ребенка, логопед предложит ему тестовые задания и попытается выяснить причины затруднений. Возможно, ребенку сложно сфокусировать внимание, у него неважная память, или это следствие задержки речевого развития.

Нейропсихолог подробно расспросит о проблемах ребенка, интересуясь порядком овладения простыми навыками по возрасту: с опозданием, своевременно или с опережением. Специалист также проверит владение ребенком необходимыми для его возраста навыками. Например, попросит запомнить последовательность слов, нарисовать что-то, выполнить набор движений в заданном порядке. После тестов логопед и нейропсихолог определят пути решения проблемы.

Виды дислексии:

  1. При этой форме дислексии ребенок часто путает звонкие и глухие, мягкие и твердые, свистящие и шипящие согласные, а также схожие по звучанию гласные: например, «ж-ш» (вместо «жар» читает «шар», вместо «у» читает «о» и т.д.). Ребенок читает по буквам, пропускает буквы при чтении, переставляет звуки и слоги.

  2. Семантическое (так называемое механическое) чтение. Ребенок читает правильно, но смысл прочитанного понять не может. Каждое слово при чтении воспринимается отдельно и не соединяется с другими словами в связное предложение.

  3. Ребенок испытывает трудности с согласованием грамматических форм существительных, прилагательных и глаголов.

  4. Видимая. Спутать может похожие по форме буквы или буквы с одинаковыми, но расположившимися иначе элементами: например, «В-З», «Н-И-П», «Р-Ь», «Ъ-Ь» и тому подобное.

  5. Ребенок не различает соответствие букв и звуков, поэтому не учит буквы.

Как компенсировать дислексию

Источник:
Pinterest

Ребенку с дислексией рекомендуется комплексное воздействие: работы нейропсихолога и логопеда. Продолжительность курса составляет шесть месяцев, занятия проводятся дважды в неделю. Домашние задания также необходимы.

Нейропсихолог подскажет упражнения для развития произвольных движений и навыков двигательной активности. Занятия включают отработку точности, координации, переключения. Упражнения будут становиться все сложнее. Такой подход поможет ребенку сформировать пространственные представления и саморегуляцию.

Любые игры с мячом очень полезны для детей с дислексией.
Игра помогает тренировать зрительно-моторную реакцию, координировать движения. Постепенно ребенок приучается самостоятельно действовать по определенным правилам, запоминает их последовательность и контролирует свои действия. Перед нейропсихологом стоит задача добиться, чтобы ребенок мог более-менее самостоятельно выполнять сложные инструкции.

Логопеду необходимо соединить звук и букву, обучить ребенка соединять буквы в слова и разлагать слово на отдельные буквы и звуки. Во время занятий ребенок будет отрабатывать написание букв и учится правильно произносить звуки, отличать их друг от друга. Будет заниматься лепкой, вырезанием, раскрашиванием, всячески обыгрывая зрительный образ буквы. Много времени уделяется слиянию букв в слоги. Такая работа обычно занимает много времени у учителя, поэтому логопед выступает как помощник педагога.

Проблема считается разрешенной, когда ребенок достигнет возрастной нормы по таким показателям как чтение, понимание текста и письмо.

Советы родителям ребенка с дислексией

Источник:
Pinterest
  • Для развития навыков у детей с дислексией полезно играть в классики, выполнять развороты по команде и составлять планы. При посещении магазина попросите ребенка рассказать о намерениях, а затем нарисовать схему движения. Выйдя из подъезда, уточните направление: направо, налево или прямо? Какие ориентиры можно использовать, чтобы не заблудиться?

  • Предложи ребенку найти спрятанный предмет в квартире по схеме. В качестве альтернативы можно использовать следующую задачу: ребенок следует по указаниям схемы до определенного пункта, где обнаруживает записку с дальнейшими инструкциями: повернуть налево на 3 шага, затем – направо на 2 шага и так далее.

  • Чтобы ребенок понимал порядок событий, полезно составлять планы на день или на завтра. Вечером спросите его о том, что он делал в течение дня, чего удалось достичь, а чего нет. Обсудите с ним выполнение заданий и наметьте план действий на следующий день.

  • Пока ученик справляется с трудностями, обратитесь к преподавателю, расскажите о проблеме и попросите максимально чётко объяснять задания, использовать схемы, визуализировать материал и меньше полагаться на текстовую информацию.

Домашние упражнения при дислексии

Ребенку, испытывающему трудности с чтением, помогут следующие упражнения.

Попросите чётко произнести следующие слоги: «ам, ат, ак», «от, ок, ом», «ла, ра, ма», «су, му, жу» и так далее. Разделите их на столбцы, попросите прочитать каждый столбик сначала сверху вниз, потом снизу вверх и так далее. Или чётко и ясно читать слоги по парам — «ар-ра», «ул-лу», «кро-орк» и так далее.

Пусть ребенок закроет глаза. Возьмите его ладонь и нарисуйте на ней букву. Ребенок должен узнать её.

Вовлекайте ребёнка в «творческое» формирование букв: дайте ему дорисовать букву по пунктирным линиям или изменить её, переставив элементы. Предложите: «Что нужно сделать, чтобы из Л получилась И? Из Щ — Ц, из П — Г?»

Расстелите перед ребенком ряд из 3-4 букв и попросите его запомнить порядок. Ребенок закроет глаза, а вы замените одну букву, поменяете местами буквы или добавите ещё одну букву. Ребенок должен сказать, что изменилось, и воспроизвести первоначальный вариант. Можно использовать короткие слова, затем переставлять их местами, «терять» буквы из слова и просить ребенка слово восстановить.

Предложите ребенку карточки со слогами, например: «ЛА, МА, КУ, ДА». Пусть укажет лишний слог и обосновывает решение. Здесь это «КУ», потому что другие слоги начинаются на гласную А.

Предложите ребенку карточки с разными слогами: «ТА», «НА», «РА», «СА». Произнесите слово, опустив последний слог. Ребенок должен найти и прочитать оставшуюся часть слова. Например, «воро-ТА», «ро-СА», «кварти-РА».

Из смешанных частей слов нужно собрать слово: КА-МУ (МУ-КА).

Литература в помощь родителям:

  • И.Н. Садовникова «Погрешности написания речи и пути их устранения у учеников начальной школы»

  • Семенович А.В. «Эти невероятные левши»

  • Н.С. Жукова составила «Букварь», «Магнитную азбуку», «Уроки чистописания и грамотности», «Я пишу правильно» и «Уроки правильной речи и правильного мышления».

  • Безруковой О.А. «Грамматика русской речи», 1 и 2 части; «Слова родного языка».

Познавательное содержание о развитии детей смотрите в нашем канале. Яндекс.Дзен.