Сплошное беспокойство
Что спорить, сегодня мы живем в довольно безжалостном мире. Конкуренция жестока, и у современных родителей есть достаточно оснований, чтобы утверждать: на дистанции, ведущей к успеху, удачнее стартует тот ребенок, который имеет некую фору по сравнению с другими. Если ребенок пропустил занятие по музыке или рисованию, потому что спал после обеда, или не пошел в бассейн из-за насморка, они расстраиваются: как же, упyщена возможность сделать некий образовательный рывок вперед!
Каждый из нас хочет, чтобы его ребенок стал лучшим, самым красивым, сильным и умным. Было бы странно, если бы мы об этом не мечтали! Но…
«Тревожность родителей постоянно подпитывается тем, — подчеркивает детский психолог Инга Рыбакова, — что между реальным и воображаемым ребенком всегда есть разница. Стремления родителей не совпадают с реальными детскими возможностями».
К тому же мамы упрекают себя: «Дочка плохо говорит, потому что я вышла на работу и не уделяю ей должного внимания» («я не отдала в этот кружок», «не наняли репетитора по английскому в 2 года»).
Между тем новые достижения наших детей не происходят во всех областях одновременно. Малыш, занятый освоением приемов ходьбы, просто не может интенсивно сконцентрироваться на развитии речи. Ребенок, который вкладывает всю свою энергию в то, чтобы решить проблему хождения на горшок, будет уделять меньше внимания, скажем, рисованию. Известный американский педиатр Т. Берри Бразелтон утверждает: освоение новых навыков детьми идет неравномерно, за периодами продвижения вперед следуют паузы, во время которых родителям может показать я, что ребенок остановился и даже отступил назад в своем развитии. А на самом деле он просто готовится к новому «броску», и это может потребовать нескольких месяцев усилий и концентрации. Мы, взрослые, привыкли ориентироваться только на конечный результат, а ведь и эти «периоды покоя» очень необходимы нашим малышам: от них зависит гармоничность их развития.
Важно оценивать детское развитие в целом, обращать внимание не только на его ритм, но и на все его области — интеллектуальную, чувственную, эмоциональную. Чтобы добиться профессионального успеха и стать всесторонне развитой личностью, гармония эмоций нужна не меньше, чем всем известный IQ — интеллектуальный коэффициент. «Общительный, довольный собой, окруженный друзьями ребенок так же хорошо „стартует“ в школьной жизни, как и тот, кто с 4 лет умеет читать, — подчеркивает Инга Рыбакова. — Если малыш до школы предпочитает играть, а не считать или писать, это не значит, что у него меньше шансов на успех. Дети, посещавшие курсы раннего развития, и те, кто не был на подобных занятиях ни разу, равны по успеваемости в первом классе».
Миф об одаренности
Никто не станет отрицать, что быть родителем ребенка с блестящими способностями, прекрасно развитого во всех областях, ужасно приятно. Но одаренные дети на самом деле очень редки. Так что не станем насильно превращать наших малышей в будущих гениев человечества прямо с колыбели! Ребенок формирует свой ум, только развивая воображение. Играя, он «работает» со своим внутренним миром и эмоциями и готовится стать взрослым. Европейское воспитание имеет тенденцию форсировать детское развитие. Ни одна азиатская или африканская мама не станет беспокоиться, если в 2 года ее ребенок по ночам не встает, чтобы сходить на горшок. Она знает, что все наладится естественным путем, скажем, к 3 годам. И правда, много вы видели школьников в подгузниках?
Кстати, чем больше мы проявляем нетерпения, тем больше вероятность, что ребенок «застрянет» на одном из этапов развития.
«Встревоженные родители ежедневно переносят свой стресс на ребенка, — подчеркивает психолог Инга Рыбакова. — Малыш четко улавливает любое сомнение в его способностях и, естественно, начинает терять уверенность в собственных силах».