Заикание — заметный речевой дефект, который может появиться у детей в возрасте от двух до пяти лет, во время формирования речи.
Причины заикания
Обстоятельства, способствующие развитию заикания:
- Любые болезни, приводящие к ухудшению работы детской нервной системы.
- Травмы, возникающие у ребенка из-за страха, опаски чего-то неизвестного – например, посещения детского сада – а также из-за избытка получаемой информации.
- Неправильное произношение слов или пропуска звуков при speaking.
- Неразборчивый и стремительный поток слов извне.
- подражание заикающимся детям.
Родители вундеркиндов
Часто причиной заикания у ребенка становятся его родители. Желая продемонстрировать ум и способности малыша, они перегружают его речью (рассказывают стихи и сказки, отвечают на сложные вопросы). Родители, бабушки, дедушки, няни и воспитатели часто не учитывают, что речевой аппарат ребенка недостаточно сформирован и не выдержит избыточной нагрузки.
Иногда дети высказывают мысли, превосходящие их возраст и уровень развития. Это радует родителей, но может стать причиной заикания в будущем.
Высокие нагрузки
Постоянное насыщение событиями, такими как театр, цирк, игры на компьютере или планшете, чтение, аттракционы и большие праздники, может приводить к перенапряжению и нервным срывам. В результате этого нарушается речь.
Течение болезни
Заикание характеризуется продолжительностью и устойчивостью. Ребенок может испытывать заикание до начала обучения в школе и даже после него.
Начальная стадия заикания не беспокоит ни ребенка, ни его родителей. Но может усиливаться (у впечатлительных детей) и вызывать переживания: стыд перед другими людьми, боязнь говорить и тому подобное. Такие дети становятся стеснительными, уходят от разговоров, говорят тихо.
Все это негативно влияет на психику ребенка и резко меняет его характер. Понимая, что отличается от сверстников, ребенок замыкается в себе. Взрослые люди, а тем более родители, должны понимать такого ребенка и относиться к нему особенно осторожно и внимательно.
Как помочь ребенку справиться с заиканием
Каждый взрослый, будь то мама, папа, бабушка или дедушка дома, воспитатель в детском саду или няня, должен помнить о постоянной работе над развитием речи ребенка, даже во время обычной беседы. Для преодоления заикания полезны несложные упражнения. Главная цель – помочь ребенку расслабиться и научить его спокойно дышать.
Упражнения на расслабление мышц
- Руки махали словно крыльями птицы или бабочки.
- Руки махали над головой, как при прощании.
- Размятать руки и двигать ими, словно стирают белье и одежду.
- Расслабь руки и опустей их вниз от положения рук в стороны.
- Расслабить руки, слегка их размахивая, как бы вытряхивая капли воды.
- Наклоны головы в разные стороны.
- Вращение рук над головой не торопясь.
- Разрешить напряжение в руках. Медленное раскачивание рук вдоль туловища.
- Медленно раскачиваться и размахивать руками из стороны в сторону, как при покосе травы.
Упражнения на развитие внимания
Для правильного дыхания необходимо освоить специальные навыки, что возможно с помощью лёгких игр.
- Способ задувания свечи выполняется спокойно и без спешки. Сперва нужно вдохнуть воздух носом, а затем выдохнуть («задуть») через рот на свечу, изображённую указательным пальцем, произнося при этом звук «ф-ф-ф».
- Взрослый помещает на ладошку ребенка маленький кусочек ваты. Рука ребенка располагается на одном уровне с ротом. Ребенок с душой выдыхает воздух, чтобы сдуть вату.
- Чтобы научиться правильно дышать, можно попробовать нюхать цветы и играть в игры для развития дыхательной мускулатуры.
- Надувайте воздух на ладони, произнося при этом «ф-ф-ф», как будто охлаждаете горячий чай или какао, или наоборот, согреваете холодные руки.
Упражнение «Нюхать веточку»
Взрослый протягивает ребенку веточку и предлагает ощутить её запах. Ребенок тянется к веточке, вдыхает и, опустившись, выдыхает.
Упражнение «Дуть на «ушиб»
Вдохните носом, при выдохе дуйте на ладонь, на пальцы, как будто даете удар.
Упражнение «Вдыхать аромат»
Во время вдоха понюхать ароматизированный платок, при выдохе произнести слово «хорошо». Действовать следует спокойно и медленно, четко проговаривая каждый слог. После повторного вдоха выдохните фразу из нескольких слов: «Вкусно пахнет», «Очень вкусно пахнет».
Вместо платочка можно предложить понюхать фрукты или ягоды (яблоко, груша, клубника, малина и т.д.). После этого ребенок должен сам составить короткую фразу и произнести ее на выдохе («Клубника вкусно пахнет»).
Упражнения для развития голоса
Дети успешно выполняют задание, поскольку упражнения основаны на подражании звукам.
- Гудку паровоза – у-у-у;
- Волчьему вою – у-у-у;
- В лесу призываю к себе помощь голосом (позыв). — Ау-ау-ау.
Как в игре «Эхо»: кто-то из родителей громко произносит «ау», а ребёнок повторяет его тише — «ау». - Детскому плачу – уа-уа-уа;
- Звук, издаваемый уткой, — шшш, сжатые зубы и сомкнутые губы.
- Звук жучка или пчелы — ж-ж-ж (зубы и губы как в прошлом примере, добавить голос).
- Жужжание комара — з-з-з (в этом задании нужно раскрыть губы в улыбке и тянуть звук долго и на весь голос).
- Разрушение мыльных пузырей — шшшш (голос участия не участвует).
- Гусиному крику – га-га-га.
- Примеры звукоподражаний: курица — ко-ко-ко, лошадь — и-го-го и другие.
Отраженное чтение
Для более спокойного потока речи у дошкольников с заиканием полезны упражнения, такие как отраженное чтение коротких стихотворений и сказок, а также создание рассказов по изображениям.
В процессе отраженного чтения взрослый сначала проговаривает фразу, а затем ребёнок повторяет её. Для такого чтения и запоминания наизусть предпочтительны стихи, так как структура текста помогает произносить каждое слово не спеша.