Причины отказа современных детей от совместной игры с игрушками.
05.05.2022В парке играют дети. Дочке два года, она активная и берёт игрушки у других.
Shutterstock/Fotodom.ru
Заберёт и через минуту положив обратно, потеряет к ней интерес. У неё свои игрушки, но ей интереснее чужие. Слово «нельзя» дочка уже понимает, но не во всех ситуациях.
Встречаю часто картину: старшие дети эмоционально кричат: «Мое! Не трогай! Мои игрушки!». Как реагировать на это? Ругать этих детей? Понимаю, что они не обязаны делиться, но неужели так жалко дать машинку младшему ребенку?! Раньше как-то иначе воспитывали детей… Задай вопрос эксперту».
Наш эксперт высказался о норме детской склонности к бережливости вещей.
Дмитрий ГавриловПсихология
Психолог, специализирующийся на гештальт-терапии, автор канала @omgodmitry в Telegram и нейродефектолог.
Личный сайт
Многие полагают, что дети должны разделять свои игрушки с другими, считая это важным навыком. Взаимодействие со взрослыми отличается: мы не всегда готовы делиться своими вещами. Если взять чужой телефон без разрешения, владелец, вероятно, вознегодует.
Представим, что история видится глазами ребёнка. У нас есть игрушка, которую либо попросили, либо нам подарили — неважно. Она дорога, ведь мы берем её с собой на улицу. Это наша вещь! Но вот при появлении другого ребёнка вдруг запрашивается, чтобы мы делились. Почему? Конечно, если спросят разрешения, можно… взять игрушкуМожно подумать над этим. Но совсем иначе, когда вещь берут без разрешения. Ребенок имеет право не делиться! Это не про эмпатию (возможность сопереживать), не про жадность, это про личное и незнакомого человека.
Это же не маленький братик или сестра этого конкретного ребенка. Поэтому с детьми, которые не хотят делиться своими вещами, все в порядке. А вдруг эту игрушку сломают? Или потеряют, не вернут.
Понимание того, что следует вести себя по-разному с человеком старшим или младшим, обычно приобретается благодаря матери. Практически вся чувственная сфера формируется под её влиянием: эмпатия, сострадание, желание помогать, ощущение справедливости. Обвинить ребенкаВ этот момент жадность означает предательство чувства собственности и нарушение личных границ. У ребенка должно быть что-то своё.
Объяснение ребенку, что другой малыш «менее», и поэтому ему всё позволено, может нарушить его восприятие мира.
Если ребёнок ещё не говорит и не понимает понятия «свое» и «чужое», помогайте урегулировать спор. Успокойте другого ребёнка, объясните, что игрушку малыш ненадолго возьмёт, не сломает и вернёт. Предложите гарантии, например, взамен другую игрушку. Важно помнить: решение зависит от желания самого ребёнка, кому-то все равно на прикосновения к вещам, а для кого-то это критично.
Когда ребёнок не делит вещи с родственниками, нужно объяснить о взаимоотношениях «ты — мне, я — тебе». Можно рассказать, что делают папа и мама для него, но не манипулируя («поэтому, дружок, ты нам должен»), а чтобы ребёнок понял принцип. Потом можно добавить, что в жизни бывает так, что у кого-то есть игрушки, а у кого-то нет, и делить, дарить улыбки и хорошее настроение — это замечательно. Не давить на жалостьНе стоит принуждать к разделению, лучше всего рассказать о том, как устроен мир. Ребенок может поделиться, не поделиться или даже подарить игрушку. Но всё должно происходить по его инициативе, а не из-за требования.