Причины детского селективного мутизма и возможности лечения

Причины детского селективного мутизма и возможности лечения

25.06.2024 Lora

Если малыш не говорит в срок, назначенный врачами, много родителей сразу думают… задержку речевого развития или расстройство аутистического спектра (РАС). Во многих случаях эти диагнозы подтверждаются.

Иногда молчание ребенка может иметь другую причину. Некоторые дети умеют говорить, но общаются только с определенными людьми. Например, разговаривают только с мамой, а с остальными не говорят вовсе. Такое явление называется селективным мутизмом.

Как проявляется селективный мутизм у детей

Селективный мутизм, также известный как избирательный или элективный, входит в классификацию МКБ-10 и МКБ-11. Характеризуется избирательной немотой, связанной с высоким уровнем тревоги и психического напряжения. Человек способен разговаривать в определённых ситуациях, но не в других. Чаще всего это расстройство появляется в раннем детстве, у некоторых может сохраняться со временем.

Руководитель Центра поведенческой неврологии Института мозга человека имени Н.П. Бехтеревой Леонид Чутко отмечает, что обычно селективный мутизм предшествуют другие нарушения развития речи. У 75% детей с этим диагнозом высокий уровень тревожности. Это явление редкое, недостаточно изученное, и не разработана эффективная терапия. В России чаще всего назначают ноотропы, противотревожные препараты совместно с когнитивно-поведенческой терапией, арт-терапией и семейной психотерапией.

Многие специалисты, такие как педагоги и логопеды, могут быть не знакомы с таким диагнозом, а при встрече с ним оказываются неспособными работать с такими детьми. Это создает трудности для родителей детей с селективным мутизмом. В качестве примера приводятся три личные истории родителей, столкнувшихся с этим диагнозом, и не знающих, как поступать дальше.

Ни психолог, ни логопед не слышали о таком диагнозе.

Наталья Татаринова — мать девочки Адрианы с селективным мутизмом и создатель сообщества для людей с подобными проблемами. ВКонтактеНаталья рассказывает, что диагноз дочери стал неожиданностью для воспитателей детского сада. До трех лет женщина не замечала в дочери ничего необычного, пока девочка не пошла в детский сад. Тогда от воспитателей Наталья узнала, что дочь общается только с одной подругой в группе. Тогда это сочли адаптацией и предположили, что девочка перерастет проблему.

Переведя Адриану в частный сад, где всего 10 детей, положение не улучшилось. Только обратившись к психологу, мама Адрианы узнала о феномене под названием «селективный мутизм».

Послали нас на педагогическую комиссию, а там логопед, детский психолог, заведующая детсадом. Рассказала им, что такое селективный мутизм, но такого как будто никто и не слыхал! — делится женщина.

Дочь отлично общается с матерью как дома, так и на улице, но рядом с незнакомыми людьми молчит. Наталья считает, что в поведении дочери может быть влияние наследственности. Отец девочки рассказал: «В детстве я не только говорить с людьми боялся, но и есть при них».

Психиатр посоветовал Адриане лечение лекарствами и психотерапией. Но препарат можно принимать только с шести лет, а девочка ещё моложе. На данный момент мать не даёт его, но отметила пользу песочной терапии. Женщина создала сообщество, чтобы узнать об опыте других мам — что им помогает, от чего становится хуже. Кроме того, у Натальи есть цель — собрать нескольких детей с селективным мутизмом вместе, чтобы понять, как будут общаться между собой.

Сын в детском саду споткнулся, порезал щеку и ничего не сказал.

Источник:
arsengalstyan.com

Вторая мама поведала историю с более радужным исходом: у ребёнка после терапии и приёма назначенного психиатром препарата наблюдается улучшение, однако специалисты предупреждают, что даже в случае кажущегося разрешения проблемы, она может повториться во взрослом возрасте.

У сына Ксении Медведевой всегда была замкнутость и повышенная тревожность, но ребенок общался с домашними, и у семьи не было мыслей о том, что есть какая-то патология. Родители думали, что у них растет интроверт. Но когда Артему исполнилось пять лет, его перевели в коррекционный глазной детский сад, после чего ситуация ухудшилась. Еще больше ее осложнило рождение младшей дочери в семье. Тогда мальчик перестал играть и общаться с другими детьми. Дома он просил забрать его из детского сада.

Зимой во время прогулки Артем упал и рассек щеку об лед. Кровь текла, а он молчал, издав не звука, только по щекам текли слезы. После этого воспитательница посоветовала нам обратиться к специалисту. , — рассказывает Ксения.

Специалистам удалось найти решение для девочки. Невролог не выявил проблем на ЭЭГ, а психиатр назначил препарат, после которого у Артема нормализовался сон, исчезла тревожность. Мальчик стал общаться с воспитателями и другими детьми жестами, издавая звуки. Родители отмечают медленный прогресс и очень боятся его регресса.

По мнению педагогов и близких, ребёнок поступает с ними неуважительно.

Мама мальчика с селективным мутизмом, которому 8 лет, проводит сына во второй класс. Алина рассказывает, что организовать учебный процесс в первом классе было затруднительно. Ей пришлось лично поговорить с учителем, чтобы та задавала ребенку задания только письменно. Что будет дальше, мама не знает.

Мутизм появился в четыре года. Тогда я о таком диагнозе даже не знала, но быстро нашла информацию в интернете. Сейчас думаю, что в детском саду с сыном произошёл стресс, из-за которого он перестал общаться. В семье с родителями и братом он обычный ребёнок, а за пределами дома замолкает. Голосовые связки как будто блокируются, и он не может произнести ни слова. Видно, что тянется к бабушкам и дедушкам, хочет им что-то сказать, но не может. Родители мужа вроде бы всё понимают, но обижаются, когда внук с ними не общается. А учителя вообще считают это проявлением неуважения и постоянно спрашивают: «Когда он начнёт отвечать?». Как будто от меня зависит.

Алина сразу же подняла тревогу и искала специалистов: обращалась к логопеду и неврологу. По результатам обследования у мальчика проблем с нервной системой не обнаружили, а логопед несколько месяцев пытался научить ребенка говорить. В школе у мальчика пара друзей, с которыми он общается, но замолкает при появлении посторонних. В городе, где живёт Алина, о селективном мутизме никто не слышал, поэтому диагноз поставили по её словам. Помощи не предложили, кроме нейропсихолога, назначившего сыну нейролептики. После них мальчик перестал говорить, но ушла тревожность.

«Говорят мне: вот найдите занятия сенсорными, кружки специализированные, съезжайте в Москву», — объясняет мать ребенка.

Алина посещала специализированные центры в Москве, где прием стоил до 8 тысяч рублей, однако это неэффективно, поскольку требуется комплексное воздействие: с психологом/нейропсихологом и дефектологом, а также подбор подходящих препаратов. Каждый специалист должен работать на одной волне с ребенком, и всё должно находиться в одном центре рядом с домом. В родном городе у Алины такого нет, а в Москву часто ездить проблематично. Переход на домашнее обучение пугает женщину тем, что ребенок будет лишен возможности социализации.

По рекомендациям нашла идеальный центр в Санкт-Петербурге и даже задумалась о переезде. Сейчас с мужем думаем, что делать дальше. В интернете прочитала, что такие ситуации нельзя оставлять без внимания, но побороть проблему пока не удаётся.

Как взаимодействовать с ребенком с селективным мутизмом

Люси Натансон, британский терапевт, работающий с детьми, имеющими селективный мутизм, предоставляет советы по общению с такими детьми в своей книге.

1. Плавное знакомство с воспитателем/педагогом. В случае возможности согласуйте с педагогом, чтобы мама или другой для ребенка близкий человек присутствовал первые дни рядом. Мама общается с ребенком, педагог наблюдает. Затем мать постепенно включает воспитателя в занятие. Ребенок, пригласив педагога в игру, не ощущает вторжения. К сожалению, во многих организациях это невозможно, поэтому родители часто выбирают частные сады и школы с индивидуальным подходом.

Пусть ребенок участвует в процессе покупок. Прежде чем отправиться в магазин, посоветуйтесь с малышом о желаемой покупке, выберите товар, а потом спокойно ведите беседу с кассиром так, чтобы ребенку казалось, что это обычная ситуация.

3. Не требовать от ребенка говорить с вами. Не обращайте внимания на то, что ребёнок молчит. Не задавайте ему вопрос: «Будешь сегодня со мной разговаривать?».

Избегайте чрезмерного внимания к ребенку с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Главная проблема таких детей — страх повышенного внимания к себе. Неуверенность в себе может стать причиной того, что им лучше общаться с другими детьми на равных, без особого акцента.

5. Не заставлять с кем-то здороваться. Предложите ребенку с СМ поприветствовать кого-то, создайте индивидуальный сигнал о необходимости сделать это, например, в виде игры. Не ругайте ребенка, если не скажет «Здравствуйте» при встрече.

6. Не задавать ребенку прямых вопросов. При общении с незнакомцами лучше начинать постепенно: издали или через знакомого человека. Не стоит сразу просить или приказывать ребенку. Провдите прямой взгляд на ребенка.

7. Не демонстрировать восторг. Если ребенок обратился к вам речью, сохраняйте спокойствие и обыденность.