Есть у Василия Аксенова замечательный рассказ «Маленький Кит, лакировщик действительности». У героя рассказа неприятности: он не хочет звонить своему начальнику, нервничает, ссорится с женой, и единственная его отрада — маленький сын, которого он зовет Китом. Папа «сбегает» от всех и идет с мальчиком гулять. И постепенно его сжавшаяся в комок душа начинает потихоньку расправлять крылья. Вернувшись с прогулки, папа перед сном высаживает его на горшок, и мальчик требует ему что-нибудь почитать в процессе. Отец берет первую попавшуюся под руку сказку. Этой книгой оказывается история про «Волка и семерых козлят». Мальчик открывает книгу, смотрит картинки и начинает по ним сочинять сказку. «Вот мама коза. Она собирается на работу. А вот козлятки, они весело играют…» Следующей должна быть картинка с волком, и отец невольно сжимается в комок. Он очень не хочет, чтобы улетучилось хорошее настроение сына, не хочет, чтобы в его душе рассеялся тот добрый свет, которым он согревает всех вокруг. Но вот Кит перевернул страницу и продолжил как ни в чем не бывало: «А вот козликин папа. Он пришел с работы и играет с козлятами…» За такое восприятие мира автор и назвал мальчугана «лакировщиком действительности».
Совет №1
Постарайтесь как можно реже оценивать ребенка. Любая, и положительная, и отрицательная оценка губит детский оптимизм. Если вы все время хвалите малыша, он боится, что в следующий раз у него не получится так же хорошо и оценка будет не такой высокой. Критика тоже не способствует развитию ребенка. Так что же делать, если не хвалить и не ругать? Постарайтесь переключать внимание карапуза. Например, когда он придет со своим рисунком, поинтересуйтесь, что там изображено (даже если вы все прекрасно понимаете). После ответа удивитесь: «В самом деле? Я думала это не замок, а обычный дом». Попросите ребенка доказать, что на рисунке именно замок, спросите, кто в нем живет, чем этот персонаж сейчас занимается и т.п. Можно даже сослаться на то, что вы приняли замок за обычный дом, потому что не видно башенок. В этом случае ребенок получит стимул научиться рисовать башенки. Таким образом, с одной стороны, переключается внимание малыша, а с другой стороны, вы создаете у него мотивацию развивать свои способности и дальше.