Поведение ребенка: когда требуется помощь нейропсихолога
13.03.2023С шестилетней Таней у родителей не было особых проблем, пока девочка не начала испытывать сложности с быстрым переключением внимания от игры к выполнению просьб. Девочке трудно было запомнить поручения, следовать инструкциям при нескольких задачках и ориентироваться в порядке действий. Только нейропсихолог смог выявить истинный повод — слабость процессов программирования поведения и контроля поведения.
Ирина Константиновапсихология
Специалист в области нейропсихологии, доктор психологических наук, сотрудник Центра лечебной педагогики «Особое детство».
В большинстве случаев мозг анатомически не повреждён, поэтому исследование, например томография, не покажет изменений, — поясняет Ирина Константинова. Речь идёт о функциональной недостаточности, несформированности, слабости определённых структур мозга. Именно они определяют нарушения в формировании психических функций. Показывает такую слабость только нейропсихологическое обследование.
Возможно, со стороны непонятно, чем занимается специалист с ребенком. Игры, беседы, обсуждение картинок, пересказ прочитанного текста, счет до десяти и обратно, рисование — вот лишь некоторые из способов работы. Именно это позволяет нейропсихологу сделать выводы о нарушениях речи, поведения и других аспектах развития.
В некоторых заданиях мы следим за выполнением ребенком тех действий, чему специально обучили, например счета или чтения. В других задачах ребенок раньше не занимался подобным и мы наблюдаем его обучение нашему примеру — выполнению нового движения или рисованию новой фигуры.
К сожалению, сейчас эти тесты легко найти, например, в интернете. Многими родителями или воспитателями в садике их применяют. Но какой смысл в диагностике, если ребенок заранее выучил в садике серию движений или сказку? Это как будто бы выучить наизусть таблицу для проверки зрения — на обследовании у окулиста пациент легко назовет все буквы, но улучшится ли от этого его зрение?
Порой подыскать подходящий тест оказывается затруднительно, ведь ребенок уже знаком со всеми тестами из диагностического альбома, — делится наблюдениями Ирина Константинова. Может быть, специалистам по нейропсихологии потребуется создать новые задания и сохранять их в тайне от коллег, которые часто применяют диагностические пробы как развивающие упражнения.