Родителей такая ситуация тревожит. Ведь сказки — это не просто детское развлечение. Это своего рода обязательная программа. Как, например, игра в «ку-ку». Взрослые иногда из сил выбиваются, десятки раз подряд проделывая ряд известных манипуляций, придумывают самые разные способы от этой игры отвлечь — а будут ли они рады, если ребенок сам от «ку-ку» откажется?
Представьте, что подходите вы к маленькому ребенку, закрываете себе глаза руками, радостно кричите «ку-ку», потом руки убираете… А ребенок как сидел, так и сидит. Только недоуменно смотрит и продолжает заниматься своими делами. Большинство родителей тут же потрогают лоб и спросят у бабушки, чем она во время их отсутствия ребенка кормила. Потому что все, абсолютно все дети, начиная примерно с семи месяцев и до года, игру эту очень любят и добровольно от нее не отказываются.
Со сказками — то же самое. С одной стороны, читать каждый день бывает утомительно — тем более что часто дети требуют одну и ту же, да еще и по несколько раз. С другой, все понимают, что это вполне нормально. А вот если ребенок не только не просит, но и напрямую отказывается сказку слушать, если никакого интереса к судьбам сказочных героев не проявляет, если согласен засыпать просто так — лишь бы ему не читали сказок, вот это кажется неправильным. Все любят, а он почему нет?
Все не просто так
И любовь, и нелюбовь к сказкам проявляются по-разному. Одному ребенку нужно, чтобы читали или рассказывали только вечером. Чтобы это был своего рода ритуал отхода ко сну. Сказка в этом случае выступает как средство успокоения, помогает отойти от событий дня, перестроиться с активности на отдых.
Ребенку в этом случае может быть даже не важно, что именно слушать, — подойдет любая история, прочитанная тихим голосом, с соответствующими интонациями. Другому важно, чтобы сказка читалась активно — с изображением всех героев, с участием самого ребенка. «И тут пришел Иван-царевич, такой же сильный, как наш Вадик, и всех победил. Как он махал волшебным мечом?» В этом случае сказка выполняет иные, активизирующие функции, дает возможность ребенку представить себя сказочным героем, перенять желаемые качества.
Конечно, о многом может рассказать привязанность к одной и той же сказке, когда зачитанную до дыр, с отклеивающимися листочками, книгу ребенок просит читать снова и снова, не отступая от содержания ни на одно слово. В этом случае через сказку ребенок решает какие-то свои внутренние проблемы. Видимо, именно в этой истории есть ответы на вопросы, которые сам для себя он разрешить еще не может. Поэтому сюжет так близок и понятен. А иногда сказки бывают способом получить эмоции. Ведь сказка — это всегда волшебство, соединение реального и фантастического, страшного и радостного.
Дети, которые любят сказки за это их качество, сами делают «заявку» на желаемый эффект. Говорят: «Почитай что-нибудь смешное» или, например, «Давай пострашнее». В общем, для любви к сказкам всегда есть особые причины. Но тогда получается, что ребенок, который их не любит, просто не имеет такой потребности? То есть он всегда спокоен, всегда уверен в себе, у него нет никаких переживаний и эмоций у него в обычной жизни достаточно? На самом деле это не так. Для явной нелюбви тоже есть причины более глубокие. Поэтому важно понять, что именно ребенку не нравится, как проявляется его нелюбовь.