1-й этап. Пожалейте меня получше!
«Ты обсыпал мальчика песком, толкал и отнимал машинку! Что с тобой надо сделать?!» — «Пожалеть меня надо. Мальчик машинку так и не дал». Совсем маленькие дети эгоцентричны. Они не осознают, что у других людей тоже есть чувства, желания, и требуют сосредоточения внимания только на себе. Хотя даже в возрасте года — полутора ребенок может проявлять интерес к чужим переживаниям. Например, если видит, что кто-то плачет, может успокаивать (гладить, давать игрушку). Но это скорее подражание, чем действительно сочувствие. В 2-2,5 года осознание чужих эмоций становится более полным. У ребенка даже меняется настроение, если кто-то рядом испытывает негативные чувства. Правда, он не всегда знает, как ему себя вести, и иногда, сочувствуя, сам начинает просить помощи.
«Мы с дочкой часто ходим на детскую площадку. Там много детей, и периодически кого-нибудь из них ругают мамы. Раньше Маша вообще не обращала на это внимания, а в последнее время реагирует очень странно. Как только слышит плач, бросает свою игру, какое-то время слушает, а потом бежит ко мне и кладет голову на колени или забирается на руки, чтобы я ее обняла. Сначала я стала даже подозревать бабушку в слишком строгом обращении в мое отсутствие. Оказалось, ей просто очень жалко того, кто плачет».
Конечно, в этом возрасте уже нужно говорить о чувствах других людей, о том, что всем бывает нужна помощь. Но главное, что должны сделать родители, — демонстрировать сочувствие к самому ребенку, дать, образно говоря, запас доброты и понимания. Сделать это просто — достаточно всегда быть внимательными к его чувствам. Жалеть, когда он упал, причем независимо от того, виноват он сам в своем падении и предупреждали ли вы об этом.