Победа или сломанное детство: как не навредить ребенку при занятии спортом
31.07.2024В современном мире родители очень часто стремятся сделать из своих детей чемпионов. Даже если самим детям это совсем не нужно. При этом родители могут не обращать внимание на то, что у их ребенка детство проходит не совсем счастливо или даже совсем несчастливо, в вечной гонке за очередной медалью. Разве для этого нужен спорт? Он должен приносить радость и пользу, а не становиться источником стресса и травм.
Разбираемся в вопросе особенностей детского спорта вместе с Аллой Филиной — автором книги «Выживет сильнейший? Как избежать физических и психологических травм в детском спорте», профессиональной спортсменкой, футбольным тренером с лицензией UEFA, мамой особенного ребенка.
Главная задача — создать условия, при которых ребенок будет развиваться гармонично и счастливо. Почему? Ответ прост: потому что самое страшное для ребенка и для взрослого — не понимать, что происходит.
Хороший тренер: как выбрать?
Главная педагогическая миссия тренера — расширение картины мира ребенка. Тренер должен показать, что кроме футбола или другого вида спорта, есть еще школа, семья и жизнь в целом. Проигрыши — это часть пути к большой победе, и нужно уметь радоваться настоящему моменту, но также и воспринимать неудачи как часть процесса.
Грамотного тренера родитель может отличить по нескольким признакам:
-
Специальное образование. Все же тренировка — это не просто беготня, а определенный процесс, у которого должен быть результат. И вопрос родителя о том, что сейчас происходит на тренировке и почему происходит именно так, может быть своего рода проверкой компетентности тренера. Знающий и образованный тренер четко объяснит, как строится процесс и какие цели у занятий.
-
Структура речи тренера. Важно посмотреть, как он ведет другие тренировки и как общается с другими людьми, насколько фразы тренера адекватны. Если тренер считает, что без криков, матов и оскорблений ребенок не станет чемпионом, то стоит поискать другого тренера.
-
Реакция ребенка на занятия спортом. Важно слушать и слышать своего ребенка: как он сам отзывается о тренировках, насколько ему там хорошо. Обратите внимание, не подавлен ли ребенок. Настаивайте на том, чтобы посетить первые тренировки и посмотреть своими глазами, как происходит тренировочный процесс, насколько ребенку комфортно.
-
Если тренер повышает голос, применяет физическое насилие, либо не пресекает буллинг, ребенка к нему водить не стоит.
-
Также стоит обратить внимание на то, как тренер оценивает свои услуги. Если вы отдаете ребенка в государственную школу (гимнастика, фигурное катание, хоккей и другие), то за аренду спортзала или катка, за услуги тренера платить не надо. Другой вопрос, если вы отдаете ребенка в платную секцию, тогда стоит внимательно ознакомиться с условиями договора. Если с вас требуют сумму сверх той, что указана в договоре, то это незаконно.
В конце концов, тренер — это тоже человек, поэтому важно познакомиться с ним, чтобы понять, насколько с ним комфортно. Точно так же мы же выбираем себе друзей, партнеров. Важно, чтобы контакт был сразу, чтобы вам сразу было удобно с человеком, который будет тренировать вашего ребенка. В противном случае может возникнуть огромное количество конфликтов.
А что же родители?
Их роль и значимость в этом процессе необычайно высока. Пока спортсмен развивается, он растет еще и как личность. И родитель — единственный человек, который за это отвечает. И либо вы с тренером заодно в интересах ребенка, либо каждый из вас тянет в свою сторону (и такое бывает очень часто).
Родитель — это гарант безопасности ребенка. Гарант того, что ребенок под защитой и что авторитет тренера, каким бы сильным он ни был, не порушит самого ребенка. Родитель — это стена, и он должен быть всегда на стороне ребенка, что бы ни происходило.
Задача родителей — это защита собственного ребенка, его интересов, обеспечение его безопасности, в том числе и эмоциональной. И поэтому очень важно, чтобы родитель был бдителен к тому, что происходит в его отсутствие между тренером и ребенком.
Разрешите ребенку выбирать
Одна из ключевых ошибок родителей — навязывание. Ребенок не должен проводить все свободное время на футбольном поле и заставлять себя играть только потому, что ВЫ хотели стать футболистом. Но не стали.
Кому-то нравится хоккей, а другие не представляют своей жизни без танцев. Предоставьте ребенку выбор.
А если ребенок приходит и регулярно говорит: «Все, я хочу другой вид спорта, другую секцию. Через месяц-два он снова хочет что-то новое». Как быть?
«Это совершенно нормально. — говорит психолог Марфа Бусева. — Он попробовал, знает, что есть еще что-то интересное, теперь хочет попробовать другое. Если ребенок два месяца проходил, и эта история повторяется, скорее всего, это история про то, что он не удерживается в секциях. Возможно, он сталкивается с первыми сложностями и уходит. Сначала он на интересе находится в новом месте, но в любом деле нужно прилагать усилия, что-то отрабатывать. За два месяца чемпионом не стать. У такого ребенка могут быть сложности с отработкой и с рутиной. Ему хочется, чтобы сразу было классно, ему сложно прилагать усилия. Тогда он, скорее всего, бросает не только секции, скорее всего, он плачет и злится, когда у него трудности в учебе, в настольных играх, везде.
Еще возможен вариант, что ребенок очень активный, ему многое интересно, он действительно примеривается. С таким ребенком можно договориться заранее. Скорее всего, он и в других ситуациях так себя проявляет: пришел и быстро ушел. Можно договориться о более длинных сроках: «Слушай, это футбол, и через два месяца не будет понятно, насколько это классно и чему ты научился. Если ты ходишь на футбол, давай решим, что ты сюда ходишь полгода и дальше решаешь, продолжать или нет»».
«Еще я думаю, что здесь во многом важна работа тренера. Это же ты в этом процессе разбираешься, ты показываешь ребенку, какими-то словами с ним говоришь, чтобы он понимал, что этот процесс не на два месяца. Спорт — это такое дело, которое мы не можем понять быстро. Да, я могу прийти на баскетбол, у меня рост полтора метра, мне сразу мячом по голове попали, девочки надо мной посмеялись, и я понимаю, что это не мое».
Цитата из книги Аллы Филиной «Выживет сильнейший? Как избежать физических и психологических травм в детском спорте»
Адекватные нагрузки
Важно следить за тем, чтобы у ребенка была адекватная нагрузка и достаточно времени для отдыха и других детских занятий. Для каждого возраста существуют свои рекомендации по виду и интенсивности нагрузок.
Оптимально проводить занятия 2-3 раз в неделю, если вашему ребенку от 3 до 6 лет. Для ребенка постарше, а также настроенного на успех в соревнованиях можно увеличить количество тренировок до 4-6 в неделю, но они не должны быть в ущерб отдыху и учебе. Обратите внимание, справляется ли ребенок при таком темпе.
Что касается типа нагрузок, физиотерапевт Роман Пчелинцев отмечает, что ребенку 6-10 лет нужно сосредоточиться на том, чтобы уметь уверенно и быстро бегать и прыгать, правильно приседать, безопасно опираться на руки, контролировать осанку, бросать и ловить мяч, развивать координацию и ловкость. В пубертате рекомендуется общая физическая подготовка, силовые упражнения, развитие выносливости.
Оптимальные активности с детьми — это подвижные игры на свежем воздухе, в парке или на спортивной площадке, походы на 2-5 километра с едой. Также к подходящим нагрузкам можно отнести и домашнее выполнение упражнений, так как родитель может ввести хоть какую-то регулярность и отслеживать ее.
«Для меня в понятие адекватной тренировки для ребенка входят много секций: легкая атлетика, игровые виды спорта, единоборства, скалолазание и OCR преодоление препятствий. Важно достаточное количество общей физической подготовки и игр до пубертата. В пубертате можно развивать все качества: силу, выносливость, быстроту, ловкость и гибкость», — добавляет Роман.
Ребенок — это отдельный человек
Родители и тренеры должны быть источником положительных эмоций и уверенности для ребенка. Унижения и крики могут просто сломать маленького человека. Поддерживайте ребенка в его начинаниях, хвалите за процесс и успехи.
Просто любите вашего ребенка. Ребенок — это отдельный человек. Не просто отдельный субъект, объект педагогического воздействия, а именно отдельный человек. У него свои желания, интересы, потребности. Задача родителя — помогать ребенку эти потребности понимать и реализовать, а не делать его объектом реализации своих амбиций.
Реалистичные ожидания
Важно не витать в облаках, а иметь реалистичные ожидания о достижениях ребенка в спорте, не требовать невозможного и не прилагать сверхусилий. Не все дети станут чемпионами, и это нормально. Поощряйте усилия и прогресс, а не только конечный результат. Похвала и признание мелких достижений помогут сохранить любовь к спорту. Иногда нужно признать, что ожидания тренера и возможности ребенка не обязательно совпадают. И это нормально.
«Главное правило: имеет значение, что было внутри игры, была ли радость. Каждый ребенок — это отдельная Вселенная, и задача взрослых — помочь этой Вселенной раскрыться, а не разрушить ее», — отмечает Алла Филина.