Победа или сломанное детство: как не навредить ребенку при занятии спортом

Победа или сломанное детство: как не навредить ребенку при занятии спортом

31.07.2024 Barbara
Победа или сломанное детство: как не навредить ребенку при занятии спортом
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

В современном мире родители очень часто стремятся сделать из своих детей чемпионов. Даже если самим детям это совсем не нужно. При этом родители могут не обращать внимание на то, что у их ребенка детство проходит не совсем счастливо или даже совсем несчастливо, в вечной гонке за очередной медалью. Разве для этого нужен спорт? Он должен приносить радость и пользу, а не становиться источником стресса и травм.

Разбираемся в вопросе особенностей детского спорта вместе с Аллой Филиной — автором книги «Выживет сильнейший? Как избежать физических и психологических травм в детском спорте», профессиональной спортсменкой, футбольным тренером с лицензией UEFA, мамой особенного ребенка.

Главная задача — создать условия, при которых ребенок будет развиваться гармонично и счастливо. Почему? Ответ прост: потому что самое страшное для ребенка и для взрослого — не понимать, что происходит.

Хороший тренер: как выбрать?

Победа или сломанное детство: как не навредить ребенку при занятии спортом
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Главная педагогическая миссия тренера — расширение картины мира ребенка. Тренер должен показать, что кроме футбола или другого вида спорта, есть еще школа, семья и жизнь в целом. Проигрыши — это часть пути к большой победе, и нужно уметь радоваться настоящему моменту, но также и воспринимать неудачи как часть процесса.

Грамотного тренера родитель может отличить по нескольким признакам:

  1. Специальное образование. Все же тренировка — это не просто беготня, а определенный процесс, у которого должен быть результат. И вопрос родителя о том, что сейчас происходит на тренировке и почему происходит именно так, может быть своего рода проверкой компетентности тренера. Знающий и образованный тренер четко объяснит, как строится процесс и какие цели у занятий.

  2. Структура речи тренера. Важно посмотреть, как он ведет другие тренировки и как общается с другими людьми, насколько фразы тренера адекватны. Если тренер считает, что без криков, матов и оскорблений ребенок не станет чемпионом, то стоит поискать другого тренера.

  3. Реакция ребенка на занятия спортом. Важно слушать и слышать своего ребенка: как он сам отзывается о тренировках, насколько ему там хорошо. Обратите внимание, не подавлен ли ребенок. Настаивайте на том, чтобы посетить первые тренировки и посмотреть своими глазами, как происходит тренировочный процесс, насколько ребенку комфортно.

  4. Если тренер повышает голос, применяет физическое насилие, либо не пресекает буллинг, ребенка к нему водить не стоит.

  5. Также стоит обратить внимание на то, как тренер оценивает свои услуги. Если вы отдаете ребенка в государственную школу (гимнастика, фигурное катание, хоккей и другие), то за аренду спортзала или катка, за услуги тренера платить не надо. Другой вопрос, если вы отдаете ребенка в платную секцию, тогда стоит внимательно ознакомиться с условиями договора. Если с вас требуют сумму сверх той, что указана в договоре, то это незаконно.

В конце концов, тренер — это тоже человек, поэтому важно познакомиться с ним, чтобы понять, насколько с ним комфортно. Точно так же мы же выбираем себе друзей, партнеров. Важно, чтобы контакт был сразу, чтобы вам сразу было удобно с человеком, который будет тренировать вашего ребенка. В противном случае может возникнуть огромное количество конфликтов.

А что же родители?

Победа или сломанное детство: как не навредить ребенку при занятии спортом
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Их роль и значимость в этом процессе необычайно высока. Пока спортсмен развивается, он растет еще и как личность. И родитель — единственный человек, который за это отвечает. И либо вы с тренером заодно в интересах ребенка, либо каждый из вас тянет в свою сторону (и такое бывает очень часто).

Родитель — это гарант безопасности ребенка. Гарант того, что ребенок под защитой и что авторитет тренера, каким бы сильным он ни был, не порушит самого ребенка. Родитель — это стена, и он должен быть всегда на стороне ребенка, что бы ни происходило.

Задача родителей — это защита собственного ребенка, его интересов, обеспечение его безопасности, в том числе и эмоциональной. И поэтому очень важно, чтобы родитель был бдителен к тому, что происходит в его отсутствие между тренером и ребенком.

Разрешите ребенку выбирать

Победа или сломанное детство: как не навредить ребенку при занятии спортом
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Одна из ключевых ошибок родителей — навязывание. Ребенок не должен проводить все свободное время на футбольном поле и заставлять себя играть только потому, что ВЫ хотели стать футболистом. Но не стали.

Кому-то нравится хоккей, а другие не представляют своей жизни без танцев. Предоставьте ребенку выбор.

А если ребенок приходит и регулярно говорит: «Все, я хочу другой вид спорта, другую секцию. Через месяц-два он снова хочет что-то новое». Как быть?

«Это совершенно нормально. — говорит психолог Марфа Бусева. — Он попробовал, знает, что есть еще что-то интересное, теперь хочет попробовать другое. Если ребенок два месяца проходил, и эта история повторяется, скорее всего, это история про то, что он не удерживается в секциях. Возможно, он сталкивается с первыми сложностями и уходит. Сначала он на интересе находится в новом месте, но в любом деле нужно прилагать усилия, что-то отрабатывать. За два месяца чемпионом не стать. У такого ребенка могут быть сложности с отработкой и с рутиной. Ему хочется, чтобы сразу было классно, ему сложно прилагать усилия. Тогда он, скорее всего, бросает не только секции, скорее всего, он плачет и злится, когда у него трудности в учебе, в настольных играх, везде.

Еще возможен вариант, что ребенок очень активный, ему многое интересно, он действительно примеривается. С таким ребенком можно договориться заранее. Скорее всего, он и в других ситуациях так себя проявляет: пришел и быстро ушел. Можно договориться о более длинных сроках: «Слушай, это футбол, и через два месяца не будет понятно, насколько это классно и чему ты научился. Если ты ходишь на футбол, давай решим, что ты сюда ходишь полгода и дальше решаешь, продолжать или нет»».

«Еще я думаю, что здесь во многом важна работа тренера. Это же ты в этом процессе разбираешься, ты показываешь ребенку, какими-то словами с ним говоришь, чтобы он понимал, что этот процесс не на два месяца. Спорт — это такое дело, которое мы не можем понять быстро. Да, я могу прийти на баскетбол, у меня рост полтора метра, мне сразу мячом по голове попали, девочки надо мной посмеялись, и я понимаю, что это не мое».

Цитата из книги Аллы Филиной «Выживет сильнейший? Как избежать физических и психологических травм в детском спорте»

Адекватные нагрузки

Победа или сломанное детство: как не навредить ребенку при занятии спортом
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Важно следить за тем, чтобы у ребенка была адекватная нагрузка и достаточно времени для отдыха и других детских занятий. Для каждого возраста существуют свои рекомендации по виду и интенсивности нагрузок.

Оптимально проводить занятия 2-3 раз в неделю, если вашему ребенку от 3 до 6 лет. Для ребенка постарше, а также настроенного на успех в соревнованиях можно увеличить количество тренировок до 4-6 в неделю, но они не должны быть в ущерб отдыху и учебе. Обратите внимание, справляется ли ребенок при таком темпе.

Что касается типа нагрузок, физиотерапевт Роман Пчелинцев отмечает, что ребенку 6-10 лет нужно сосредоточиться на том, чтобы уметь уверенно и быстро бегать и прыгать, правильно приседать, безопасно опираться на руки, контролировать осанку, бросать и ловить мяч, развивать координацию и ловкость. В пубертате рекомендуется общая физическая подготовка, силовые упражнения, развитие выносливости.

Оптимальные активности с детьми — это подвижные игры на свежем воздухе, в парке или на спортивной площадке, походы на 2-5 километра с едой. Также к подходящим нагрузкам можно отнести и домашнее выполнение упражнений, так как родитель может ввести хоть какую-то регулярность и отслеживать ее.

«Для меня в понятие адекватной тренировки для ребенка входят много секций: легкая атлетика, игровые виды спорта, единоборства, скалолазание и OCR преодоление препятствий. Важно достаточное количество общей физической подготовки и игр до пубертата. В пубертате можно развивать все качества: силу, выносливость, быстроту, ловкость и гибкость», — добавляет Роман.

Ребенок — это отдельный человек

Победа или сломанное детство: как не навредить ребенку при занятии спортом
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Родители и тренеры должны быть источником положительных эмоций и уверенности для ребенка. Унижения и крики могут просто сломать маленького человека. Поддерживайте ребенка в его начинаниях, хвалите за процесс и успехи.

Просто любите вашего ребенка. Ребенок — это отдельный человек. Не просто отдельный субъект, объект педагогического воздействия, а именно отдельный человек. У него свои желания, интересы, потребности. Задача родителя — помогать ребенку эти потребности понимать и реализовать, а не делать его объектом реализации своих амбиций.

Реалистичные ожидания

Победа или сломанное детство: как не навредить ребенку при занятии спортом
Источник:

Freepik.com

Важно не витать в облаках, а иметь реалистичные ожидания о достижениях ребенка в спорте, не требовать невозможного и не прилагать сверхусилий. Не все дети станут чемпионами, и это нормально. Поощряйте усилия и прогресс, а не только конечный результат. Похвала и признание мелких достижений помогут сохранить любовь к спорту. Иногда нужно признать, что ожидания тренера и возможности ребенка не обязательно совпадают. И это нормально.

«Главное правило: имеет значение, что было внутри игры, была ли радость. Каждый ребенок — это отдельная Вселенная, и задача взрослых — помочь этой Вселенной раскрыться, а не разрушить ее», — отмечает Алла Филина.


Источник