Моя подруга пошла в гости в дорогом дизайнерском платье, предмете ее большой гордости. Присутствующие женщины очень долго обсуждали ее наряд. А пятилетний сын одной из них начал теребить платье. Подруга, конечно, испугалась за свой туалет и стала просить мальчика платье не трогать. Но тот не останавливался. Тогда его папа громко произнес: «Саш, да плюнь ты на это платье тети Юли!» Малыш воспринял слова буквально и измазал платье шоколадной слюной. При этом всем стало весело, а Саша превратился в главного героя вечера.
У всех есть претензии к собственным родителям: кого-то «передавили» своими запретами в детстве — но, сталкиваясь с такими проявлениями «детской непосредственности», большинство из нас становится в тупик. Как воспитывать ребенка, чтобы он был вежливым, умел уважать чужое личное пространство? Какие ставить барьеры и нужны ли они вообще в наше время, когда в такой цене люди, навязывающие всем подряд свои нормы поведения?
Причины и следствия
Дети — это всего лишь карикатурное отражение социальных процессов, происходящих в мире, и в нашей стране в частности. В советское время были четко установлены границы дозволенного и одобряемого. Сегодня же пропагандируется полная свобода воли и проявления индивидуальности. Дети следуют за родителями в их поисках себя. И здесь есть еще одно противоречие, свойственное нашему национальному менталитету. Российские родители знают, что надо стремиться к социальной успешности.
«Но, по данным социологических опросов, мы связываем успех отнюдь не с „правильным“ поведением, а с нарушением норм. Мы пытаемся копировать удачные модели поведения, ведущие к сытой и красивой жизни, не до конца уверенные в том, что поступаем правильно, — говорит Елена Гришунина, доцент Высшей школы психологии при Институте психологии РАН. — В итоге сложно и родителям, и детям. Мамы и папы должны уже сами решить для себя, что лучше: ругать ребенка, когда тот отнял машинку у друга, потому что он сильнее, или учить его делиться своими богатствами со всеми подряд, потому что надо быть добрым. Здесь не может быть однозначного и универсального ответа. Стоит тут вспомнить философа Канта, который считал, что „в каждом человеке есть врожденное внутреннее нравственное начало“».