Осторожно, талант: как воспитывать ребенка, у которого обнаружился дар
10.02.2023Приятно видеть своего ребенка по-настоящему увлеченным. Вот он рисует (или танцует, или играет в футбол): сосредоточенный, упорный и такой не по-детски серьезный. Остальной мир в этот момент перестает существовать, и сразу становится ясно: это вам не игрушки, а важное дело!
В возрасте, когда перед малышом раскрывается мир во всем его разнообразии, перед любящими родителями разверзается пропасть вопросов. Начать усиленно заниматься тем, что у него так хорошо получается? Или не давить на ребенка — пускай это остается развлечением, досугом? А если малыш одарен настолько, что этот талант не только поможет выразить себя, но и преуспеть в будущем?
Вопросы отягощаются тем, что часто родители жалеют свои собственные упущенные возможности, неразвитые таланты. Вариантов много: кто-то упорно занимался все детство, но не сумел перейти на взрослый уровень, кто-то, наоборот, бросил заниматься, хотя все вокруг умоляли не закапывать талант. Например, 36-летняя Татьяна танцевала, сколько себя помнит, с 4 лет и до окончания школы, и вполне могла бы стать профессиональной танцовщицей. Но стала экономистом — и довольна.
А вот старшую дочь Татьяна нацеливает на профессиональный спорт: уже несколько лет девочка делает большие успехи в гимнастике (чего не скажешь о школьных предметах), поэтому вопрос с призванием для матери решен. «Дочка не просто одарена, она по-настоящему любит гимнастику и постарается сделать ее своей профессией», — объясняет Татьяна. Легко подумать, что именно нереализованное желание матери заставляет принимать такие решения за дочь.
Читайте также: «Как воспитать ребенка ответственным, не угробив его самооценку»
Никогда не проецируйте на ребенка свои несбывшиеся мечты и нереализованные возможности. Из поколения в поколение талант передается не так часто, как принято считать.
Или другой пример: семья учителя и директора музыкальной школы, где все трое детей — музыканты-любители. «Музыка — это часть культуры. Заниматься ею — семейная традиция. Наши дети любят музыку, несмотря на то что это нелегкий труд — овладеть тем или иным инструментом», — рассказывает мама маленьких музыкантов. Сколько в этих примерах действительно желания и способностей детей, а сколько — упорства и убежденности родителей? На самом деле это не так уж важно. Французский психиатр и психоаналитик Клер Карье считает, что «абсолютно нормально — представлять будущее своих детей и желать, чтобы они имели те же устремления, что и ты».
Неважно, чем занимается ребенок — рисованием, скрипкой или теннисом, — жертвовать приходится многим, причем и детям, и родителям. Надо быть готовым посвящать новому занятию время (и значительное), деньги (иногда очень значительные), надо отказываться от других заманчивых предложений и перестраивать планы (уже не поедешь к бабушке погостить на месяц). Да и настроение ребенка изменчиво: сегодня дочка мечтает танцевать на сцене, а завтра — стоять на пьедестале почета, потрясая золотой медалью по плаванию.
Мама Лизы хорошо знает, о чем говорит: «Дочка занималась на пианино и вдруг захотела перейти на скрипку. Мне не нравились эти метания, и поначалу я сопротивлялась, потом сдалась. Но, прозанимавшись год, Лиза решила вернуться к фортепиано — при том что ее педагог по скрипке была ею довольна, отмечала прогресс. Я не знала, что делать. В любом случае, мне кажется, что заставлять тут невозможно — насильно мил не будешь. Остается утешаться, что, возможно, этот эпизод заставил дочку понять, как она на самом деле любит пианино».
Спортивные склонности тренер вычисляет сразу, ведь каждая дисциплина требует не только специфических способностей, но также и психологической подготовки и даже подходящего строения тела. Но, если ребенок не годится в будущие олимпийские чемпионы, это не значит, что спорт ему не подходит.
Есть много «щадящих» вариантов, тем более что некоторым детям особенно нужно движение и именно занятия спортом предлагают им средство избавления от лишней энергии, необходимую разрядку. Клер Карье, в прошлом спортивный врач, называет это в своих книгах «реваншем тела»: «Недоношенные дети или те, кого выхаживали в кювезе, познали „нехватку жизни“. Им нужно избавиться, излечиться от этого неприятного опыта вынужденной неподвижности их тела. Так что желание постоянно двигаться у таких детей совершенно понятно».
Радость или усталость?
Проблема развития любых способностей в том, что у маленьких детей все «слишком»: они слишком быстро устают, слишком нетерпеливы, слишком отчаиваются при неудачах. Но чтобы идти по пути от увлечения к умению, терпения нужно много. Заботливые родители же, догадываясь, что любые систематические занятия — это труд, тем не менее хотят, чтобы для ребенка это оставалось удовольствием, чтобы не становилось «нарядом вне очереди».
Найти золотую середину между радостью и дисциплиной трудно, но возможно. «Обучение должно обязательно сочетаться с игрой, весельем, — уверена Клер Карье, — иначе дети становятся роботами, они рискуют испортить себе психику. Нельзя забывать об удовольствии, нельзя держать ребенка в постоянном напряжении. Нужно дать почувствовать ребенку, как это увлекательно — взращивать свой талант, наблюдать, как он раскрывается, как здорово стремиться к новым вершинам». Конечно, любому родителю тут понадобится дар убеждения, но тогда малыш будет работать неутомимо!
Необходимо трезво оценивать способности ребенка и не требовать от него большего, чем он может достичь сам.
Иногда случается так, что дети с готовностью хватаются за все, что только видят. Родители, в свою очередь, не могут устоять перед такой любознательностью: записывают малышей на разные курсы, покупают экипировку или инструмент и превращаются в «таксистов», послушно развозящих ребенка и поджидающих его после занятий. Но, попробовав и то, и другое, и третье, такие любознательные малыши вдруг отказываются ходить куда бы то ни было, потому что видят в занятиях лишь удовольствие, когда же появляются малейшие требования — они ломаются. А родители снова погружаются в те же размышления, что и раньше…»
Однако психологи придумали решение: когда ребенок просит записать его в очередной кружок, соглашайтесь — при условии, что малыш немного подождет. «Когда поступает „заявка“, нужно заставить ребенка потерпеть, „помариновать“ его — пускай его желание окрепнет», — подсказывает психолог и психотерапевт Элизабет Брами.
Надо позволить детям самим все осознать, обдумать свое решение. Попробуйте объяснять таким образом: «Ты хочешь заниматься скрипкой? Хорошо, но знай, что нужно будет играть полчаса или час в день». Если ребенок продолжает настаивать спустя какое-то время, значит, пора приступать к обучению — а там уже результаты будут говорить сами за себя.
Читайте также: «Поверь в свое дитя: 50 принципов раннего развития Сесиль Лупан»
Через тернии к звездам
«На самом деле результаты у действительно одаренного ребенка проявятся, можно сказать, сами по себе, что с ним ни делай», — улыбается психолог. — Но настоящий талант могут разглядеть только профессионалы, а не родители, ослепленные любовью. «Пока способности малыша не будут оценены несколькими преподавателями или жюри какого-нибудь конкурса, не стоит утверждать, что у него призвание», — объясняет Элизабет Брами.
Если у вас не ребенок, а чистый бриллиант, не стоит тем не менее круглосуточно заниматься его огранкой. Вы поможете наследнику развить умения и достичь совершенства при условии, что позволите ему спокойно расти, уважая его особенности и соблюдая гармонию в его жизни. Не секрет, что детский организм растет крайне быстро. И неравномерно: каждые полгода баланс между разными сторонами развития: физическим, эмоциональным, психомоторным, интеллектуальным — меняется. Если же обращать внимание только на одну сторону, это может навредить всем остальным. Именно родители должны поддерживать это равновесие, следить, чтобы не было перекоса — особенно когда речь идет о спорте.
Семейная поддержка, безусловно, необходима ребенку, но родители не должны заменять тренера, уверена психолог: «Обязанность родителей — не требовать от ребенка постоянно результата, а сопровождать его, помогать во всем и главное — следить за тем, чтобы он был счастлив. Чтобы ребенок успевал видеться с друзьями, играть, гулять, слушать музыку, читать книжки — в общем, развивался по возрасту». Не нужно превращать занятия ребенка в площадку для дрессировки, где он должен доказать свою эффективность и непременно добиться успеха. «Какими бы одаренными ни были дети, они должны жить и играть, как все остальные», — настаивает психолог. Иначе жизнь станет слишком сложной и трудной для них. И для вас.
Читайте также: «Начать еще до рождения: как развивать память ребенка — 7 советов родителям»