Осторожно, талант!
31.10.2019Приятно видеть своего ребенка по-настоящему увлеченным. Вот он рисует (или танцует, или играет в футбол): сосредоточенный, упорный и такой не по-детски серьезный. Остальной мир в этот момент перестает существовать, и сразу становится ясно: это вам не игрушки, а важное дело!
В возрасте, когда перед малышом раскрывается мир во всем его разнообразии, перед любящими родителями разверзается пропасть вопросов. Начать усиленно заниматься тем, что у него так хорошо получается? Или не давить на ребенка − пускай это остается развлечением, досугом? А если малыш одарен настолько, что этот талант не только поможет выразить себя, но и преуспеть в будущем?
Вопросы отягощаются тем, что часто родители жалеют свои собственные упущенные возможности, неразвитые таланты. Вариантов много: кто-то упорно занимался все детство, но не сумел перейти на взрослый уровень, кто-то, наоборот, бросил заниматься, хотя все вокруг умоляли не закапывать талант. Например, 36-летняя Татьяна танцевала, сколько себя помнит, с 4 лет и до окончания школы, и вполне могла бы стать профессиональной танцовщицей. Но стала экономистом − и довольна. А вот старшую дочь Татьяна нацеливает на профессиональный спорт: уже несколько лет девочка делает большие успехи в гимнастике (чего не скажешь о школьных предметах), поэтому вопрос с призванием для матери решен. «Дочка не просто одарена, она по-настоящему любит гимнастику и постарается сделать ее своей профессией», − объясняет Татьяна. Легко подумать, что именно нереализованное желание матери заставляет принимать такие решения за дочь.
Никогда не проецируйте на ребенка свои несбывшиеся мечты и нереализованные возможности. Из поколения в поколение талант передается не так часто, как принято считать.
Или другой пример: семья учителя и директора музыкальной школы, где все трое детей – музыканты-любители. «Музыка – это часть культуры. Заниматься ею − семейная традиция. Наши дети любят музыку, несмотря на то что это нелегкий труд − овладеть тем или иным инструментом», − рассказывает мама маленьких музыкантов. Сколько в этих примерах действительно желания и способностей детей, а сколько – упорства и убежденности родителей? На самом деле это не так уж важно. Французский психиатр и психоаналитик Клер Карье считает, что «абсолютно нормально − представлять будущее своих детей и желать, чтобы они имели те же устремления, что и ты».
Неважно, чем занимается ребенок – рисованием, скрипкой или теннисом, – жертвовать приходится многим, причем и детям, и родителям. Надо быть готовым посвящать новому занятию время (и значительное), деньги (иногда очень значительные), надо отказываться от других заманчивых предложений и перестраивать планы (уже не поедешь к бабушке погостить на месяц). Да и настроение ребенка изменчиво: сегодня дочка мечтает танцевать на сцене, а завтра – стоять на пьедестале почета, потрясая золотой медалью по плаванию.
Мама Лизы хорошо знает, о чем говорит: «Дочка занималась на пианино и вдруг захотела перейти на скрипку. Мне не нравились эти метания, и поначалу я сопротивлялась, потом сдалась. Но, прозанимавшись год, Лиза решила вернуться к фортепиано – при том что ее педагог по скрипке была ею довольна, отмечала прогресс. Я не знала, что делать. В любом случае, мне кажется, что заставлять тут невозможно – насильно мил не будешь. Остается утешаться, что, возможно, этот эпизод заставил дочку понять, как она на самом деле любит пианино».
Читайте также:
- Дети индиго
- Мастерская гения
- Ребенок и спорт
Спортивные склонности тренер вычисляет сразу, ведь каждая дисциплина требует не только специфических способностей, но также и психологической подготовки и даже подходящего строения тела. Но, если ребенок не годится в будущие олимпийские чемпионы, это не значит, что спорт ему не подходит. Есть много «щадящих» вариантов, тем более что некоторым детям особенно нужно движение и именно занятия спортом предлагают им средство избавления от лишней энергии, необходимую разрядку. Клер Карье, в прошлом спортивный врач, называет это в своих книгах «реваншем тела»: «Недоношенные дети или те, кого выхаживали в кювезе, познали «нехватку жизни». Им нужно избавиться, излечиться от этого неприятного опыта вынужденной неподвижности их тела. Так что желание постоянно двигаться у таких детей совершенно понятно».
Радость или усталость?
Проблема развития любых способностей в том, что у маленьких детей все «слишком»: они слишком быстро устают, слишком нетерпеливы, слишком отчаиваются при неудачах. Но чтобы идти по пути от увлечения к умению, терпения нужно много. Заботливые родители же, догадываясь, что любые систематические занятия – это труд, тем не менее хотят, чтобы для ребенка это оставалось удовольствием, чтобы не становилось «нарядом вне очереди». Найти золотую середину между радостью и дисциплиной трудно, но возможно. «Обучение должно обязательно сочетаться с игрой, весельем, − уверена Клер Карье, − иначе дети становятся роботами, они рискуют испортить себе психику. Нельзя забывать об удовольствии, нельзя держать ребенка в постоянном напряжении. Нужно дать почувствовать ребенку, как это увлекательно − взращивать свой талант, наблюдать, как он раскрывается, как здорово стремиться к новым вершинам». Конечно, любому родителю тут понадобится дар убеждения, но тогда малыш будет работать неутомимо!
Необходимо трезво оценивать способности ребенка и не требовать от него большего, чем он может достичь сам.
Иногда случается так, что дети с готовностью хватаются за все, что только видят. Родители, в свою очередь, не могут устоять перед такой любознательностью: записывают малышей на разные курсы, покупают экипировку или инструмент и превращаются в «таксистов», послушно развозящих ребенка и поджидающих его после занятий. Но, попробовав и то, и другое, и третье, такие любознательные малыши вдруг отказываются ходить куда бы то ни было, потому что видят в занятиях лишь удовольствие, когда же появляются малейшие требования – они ломаются. А родители снова погружаются в те же размышления, что и раньше…»
Однако психологи придумали решение: когда ребенок просит записать его в очередной кружок, соглашайтесь − при условии, что малыш немного подождет. «Когда поступает «заявка», нужно заставить ребенка потерпеть, «помариновать» его – пускай его желание окрепнет», − подсказывает психолог и психотерапевт Элизабет Брами. Надо позволить детям самим все осознать, обдумать свое решение. Попробуйте объяснять таким образом: «Ты хочешь заниматься скрипкой? Хорошо, но знай, что нужно будет играть полчаса или час в день». Если ребенок продолжает настаивать спустя какое-то время, значит, пора приступать к обучению – а там уже результаты будут говорить сами за себя.
Читайте также:
- Дети индиго
- Мастерская гения
- Ребенок и спорт
Через тернии к звездам
«На самом деле результаты у действительно одаренного ребенка проявятся, можно сказать, сами по себе, что с ним ни делай», − улыбается психолог. – Но настоящий талант могут разглядеть только профессионалы, а не родители, ослепленные любовью. «Пока способности малыша не будут оценены несколькими преподавателями или жюри какого-нибудь конкурса, не стоит утверждать, что у него призвание», − объясняет Элизабет Брами.
Если у вас не ребенок, а чистый бриллиант, не стоит тем не менее круглосуточно заниматься его огранкой. Вы поможете наследнику развить умения и достичь совершенства при условии, что позволите ему спокойно расти, уважая его особенности и соблюдая гармонию в его жизни. Не секрет, что детский организм растет крайне быстро. И неравномерно: каждые полгода баланс между разными сторонами развития: физическим, эмоциональным, психомоторным, интеллектуальным − меняется. Если же обращать внимание только на одну сторону, это может навредить всем остальным. Именно родители должны поддерживать это равновесие, следить, чтобы не было перекоса – особенно когда речь идет о спорте.
Семейная поддержка, безусловно, необходима ребенку, но родители не должны заменять тренера, уверена психолог: «Обязанность родителей – не требовать от ребенка постоянно результата, а сопровождать его, помогать во всем и главное − следить за тем, чтобы он был счастлив. Чтобы ребенок успевал видеться с друзьями, играть, гулять, слушать музыку, читать книжки – в общем, развивался по возрасту». Не нужно превращать занятия ребенка в площадку для дрессировки, где он должен доказать свою эффективность и непременно добиться успеха. «Какими бы одаренными ни были дети, они должны жить и играть, как все остальные», − настаивает психолог. Иначе жизнь станет слишком сложной и трудной для них. И для вас.
А что потом?
Любуясь малышом, рисующим первые шедевры, несложно унестись вслед за мечтой: он станет великим художником и прославит фамилию Афонькиных на весь мир! Но лучше все-таки твердо стоять на земле и быть готовым к тому, что спустя несколько лет перспективный, подающий надежды юный художник (или теннисист) скажет: «С меня хватит» или «Я хочу сменить дисциплину». Причин может быть много. Например, ребенок чувствует себя белой вороной и понимает, что слишком не похож на других, «обычных» детей. Или хочет больше времени проводить наедине с собой, со сверстниками. Или высокие требования и постоянная нагрузка постепенно уничтожили всякое удовольствие.
Пускай ребенок не станет ни чемпионом, ни виртуозом, но останется вдохновенным любителем − разве это плохо? Талант ребенка − это не обязательство на всю жизнь.
Да и самим родителям надо избавиться от стереотипов и давления со стороны общества, в котором слишком много места отводится соревнованию, достижению совершенства. Причем, как правило, чем выше их социальный статус, тем активнее они давят на ребенка. Многие родители стремятся реализовать свои амбиции с помощью талантов ребенка. Таких примеров много и в мировом спорте, и в кино, и в музыке, и в других областях. Сегодня многие родители настойчиво подталкивают к совершенству детей, потому что сами не обладают нужными способностями. А выделиться из толпы им необходимо. Например, Полина, воспитывающая погодков – полутора и двух с половиной лет, –признается: «Мне бы очень хотелось, чтобы дети были в чем-нибудь по-настоящему талантливы. Это дает и внутреннюю опору, уверенность в себе, и может обеспечить в будущем». Чаще, безусловно, так думают те, чьи взрослые свершения далеки от того, о чем они мечтали в детстве, чьим способностям не дали развиться – или обстоятельства, или родительские запреты. Надо отстраниться от детских обид и взрослых неудач и помнить: мы имеем право быть обычными, нормальными людьми. Нормально желать своим детям лучшего будущего, но, в конце концов, не только гении и таланты бывают счастливы и довольны жизнью!
Читайте также:
- Дети индиго
- Мастерская гения
- Ребенок и спорт