Обучение звуку Р у ребёнка дома

Обучение звуку Р у ребёнка дома

13.10.2023 Lora
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Произношение звука Р часто вызывает трудности у детей. Развитие речевого аппарата для его произнесения происходит в последнюю очередь — обычно к 5-6 годам. Некоторые дети могут выговаривать Р с четырех лет, что считается ранним развитием. Чаще всего дети овладевают этим сложным звуком к началу школы.

Определение зрелости речи у ребёнка.

Когда необходимо бить тревогу, если ребенок не произносит звук Р? Сначала паниковать не стоит, но с 5-6 лет можно начать специальную гимнастику для языка, чтобы подготовить его к произношению этого звука. Звук Р — действительно непростой, так как для его произношения нужно проделать ряд действий:

  • Сперва необходимо поднять кончик языка вверх к верхним зубам, почти коснувшись неба. У некоторых деток язык, как говорят некоторые логопеды, «ленивый» и не может долго оставаться в таком положении.

  • На выдохе необходимо направлять воздушный поток на кончик языка, создавая вибрацию. Направление потока должно быть точным и однонаправленным. Иногда дети испытывают трудности с пониманием, как это делать.

Подходящие упражнения способствуют подготовке языка к заданному положению. Вначале рекомендуется проконсультироваться с логопедом, стоматологом либо педиатром для подтверждения отсутствия проблем с уздечкой и необходимости её хирургического исправления для освоения определенных звуков. Такие особенности часто проявляются уже в первый год жизни при затрудненном сосании молока из груди или бутылочки, но иногда возможно пропущение этого момента врачом.

У ребёнка могут возникнуть и другие трудности, например, с прикусом или слухом, из-за чего ему сложно воспринимать звуки.

Как научить ребенка говорить букву Р

Прежде чем начинать работу над звуком Р, важно убедиться, что ребенок хорошо произносит звук Л. Ведь Л является предшественником Р. Для правильного произношения Р кончик языка нужно держать уверенно и твердо вверху, за зубами, как при произношении звука Л. Но для звукового Л воздух не направляется, нет вибрации. Обратите внимание, не произносит ли ребенок звук Л похожим на В или же не высовывает ли он язык между зубами?

Произношение звука Р у ребенка может быть различным: от английского «уэ» до французского «гр», который логопеды не рекомендуют. Ребенок может произносить Р как звук Л, Ль или вообще пропускать его, растягивая предыдущую гласную, например, «гааж» вместо «гараж».

Будет необходимо ежедневно в течение 20-30 минут выполнять с ребёнком специальную гимнастику. Для этого могут потребоваться необычные предметы: ватные палочки, ватные диски, жевательная палочка и настольное зеркало.

Если в течение нескольких месяцев вы самостоятельно не сможете произносить звук Р, обратитесь к логопеду для консультации. Даже при занятиях с профессионалом будет назначена домашняя работа.

Какие упражнения полезны для начала правильно произносить звук Р?

Все упражнения можно разделить на группы и этапы.

  • разминка губ;

  • гимнастика для укрепление языка;

  • Правильное дыхание для того, чтобы малыш научился направлять воздух кончиком языка.

  • Ребенок постигает вибрацию, эксперементируя с работой мотора.

  • закрепление полученного звука Р;

  • Изучение звуков, сначала в слоги, потом в словах и предложениях, а также закрепление мягкого и твердого согласного «Р».

Фонетическая гимнастика для губ

Рассмейтесь! Покажите весь ряд зубов. Задержите улыбку на 5 секунд, сделайте это 5 раз.

Ребенок вытягивает губы, словно делая трубочку, и тихо произносит «у» или сжимает зубы и тянет губы вперёд, создавая квадратную форму.

Распахните рот ребенка так, чтобы между зубами была щель в 10 миллиметров. Двери открываются.

Фонетическая гимнастика для языка

  • Широко откройте рот и выдвиньте язык вперед, плотно прижимая его к нижним зубам и губе. Удерживайте эту позицию в течение 5 секунд.

  • Чтобы сделать качели, откройте рот так же, как будто произносите букву «А», выдвиньте язык и тяните его кончиком то к носу, то к подбородку. Повторите действие десять раз.

  • Поднимите кончик языка вверх и гладьте небо вперёд-назад. Проведите это действие десять раз.

  • Высуньте язык изо рта и расслабьте его, чтобы он лежал плотно. Загните края языка внутрь, создавая форму чашечки. Укажите чашечку в рот. Повторите пять раз.

  • Подними широкий язык вверх, приложи его кончик к потолку. При этом рот должен быть открытым. Удерживай в таком положении 5 секунд.

  • Подержи язык так же, как в прошлом задании, и произнеси «д-д-д-д», имитируя стук дятла по дереву.

  • Комарик. Удержите язык так, чтобы он был похож на парус между верхними зубами, и произнесите звук «З». Старайтесь сделать звук протяжным и похожим на жужжание.

Игровые методики для обучения звуку Р

Для того чтобы научиться направленно выдыхать воздух на кончик языка, можно применить небольшой кусочек бумажного полотенца или ватного диска. Немного смочите его и приклейте ребенку на кончик носа. Установив язык в положении «чашечка» за пределами рта, нужно выдохнуть с силой на кончик языка, чтобы поток воздуха сдул бумажку или ватный диск с носа.

Следующим шагом станет добавление вибраций в звук Р, для чего существуют определенные упражнения.

Первое упражнение.Язык следует установить в том положении, которое ребенок применял при методике «дятел»: с открытым ртом поднять широкий язык вверх и прислонить кончик к небу за верхними зубами.
Для проведения вибрации во время произнесения ребенком звука Д-Д-Д использовать ватные палочки, двигая их быстро по нижней части языка влево-вправо. В качестве альтернативы можно применять зубную щетку, палочку от чупа-чупса или медицинский шпатель (необходимо, чтобы предметы были стерильны).

Второе упражнение.Его выполняют лёжа. Ребенок может во время выполнения положить голову на колени. Действия такие же, как в первом упражнении, но если ребёнку сложно выполнить его стоя, лёжа язык лучше прилегает к нужному месту нёба.

Третье упражнение. Упражнение подходит для тех, кто легко справился с предыдущими. Когда ребенок примерно понял, как «заводится моторчик», можно зафиксировать его язык ватной палочкой, установив ее горизонтально. Ученик самостоятельно пытается выдыхать воздух с вибрацией.