
Обучение трёхлетнего ребенка основам этикета.
18.03.2024
Возраст три года подходит для обучения ребенка основным правилам этикета. К примеру, это здравствуйте с людьми в лифте и слова «спасибо». Психолог, педагог Ирина Беляева поделилась с Parents советами по обучению трехлетнего малыша вежливости.

Ирина БеляеваСооснователь петербургских школ «ИлИ» и KIT, руководитель проекта по обучению учителей «Антипедагогика».
педагог и психолог
Об этикете часто говорят как о нормах общения, принятых в обществе. К таким нормам относятся стандартные фразы и поступки, способствующие установлению контакта с новыми знакомыми и поддержанию беседы.
Трехлетнему мальчику не нужно уступать места женщинам в автобусе, вести беседы о погодных условиях и придерживать двери для девушек.
Вместе с тем существуют базисные правила, способствующие восприятию мира малышом как открытого, доброжелательного и радостного, а самого себя – как неотъемлемой части этого мира.
С трёх лет необходимо обучать ребёнка здороваться и прощаться, извиняться, уступать дорогу взрослым, ждать своей очереди, говорить «спасибо», не перебивать говорящих. эмоциональный интеллект в том числе.
Можно обучить малыша вести непринужденные разговоры в магазинах, метро, театре и других общественных местах — например, общаться доброжелательно с людьми, а не молчать, хмурясь (при этом важно объяснить ребенку, в каких ситуациях с незнакомцами разговаривать не стоит).
Эти правила этикета можно прививать ребёнку.
Быть вежливым самому

Ребенок должен наблюдать пример вежливости. Значимый взрослый рядом, помогающий ребенку освоить правила взаимодействия, начинает с себя. Выражает вежливость, иногда — подчеркнуто. Уступает дорогу другим, всегда благодарит, поддерживает беседу в магазинах и при любой коммуникации.
Объяснять правила

Важно объяснять правила этикета, поскольку ребёнок не поймёт их значение без понимания необходимости. Можно вспомнить рассказы из детства о «волшебном слове». Сейчас много сказок и историй, где герои ведут себя вежливо. Нужно обсудить, почему это эффективно и как именно, какой эффект производит на людей.
Давать обратную связь

Радуйтесь, если ребенок сказал «спасибо» или поздоровался первым в лифте. Говорите: «Какой ты вежливый, молодец!» или «Как мне было приятно услышать это от тебя!». Обращайте внимание на моменты вежливости малыша с другими людьми и объясняйте, какой эффект его слова произвели. Например: «Ты видел, как бабушка улыбнулась и удивилась?»
Не ругать за ошибки и промахи.

«Двое: Я и моя тень»
Как и математику или плаванию, вежливости нужно обучаться. Для этого важно проявить терпение и внимательность. Не следует осуждать ребенка за забывность выражать благодарность словом «спасибо», а при необходимости напоминания давать мягкими словами.