Развитие ребенка начинается в утробе матери, проходит поэтапно во многих направлениях. В первые годы жизни ребенок осваивает мир, приобретая самостоятельные навыки: кушать, сидеть, ходить, говорить, спать самостоятельно. С двух лет малыш познает мир через самовыражение: рисование, пение, лепка, игры, собственное мнение.
Все сферы развития малыша равнозначны для формирования его личности, поэтому родителям стоит помочь ребенку освоить различные умения, навыки и знания. Если с самостоятельным принятием пищи или речью проблем не возникает, то как научить ребенка рисовать – вопрос, волнующий многих родителей.
Каждый ребенок – талантлив
Некоторые родители полагают, что недостаток опыта рисования у них лишает возможности учить этому малыша. В таком случае обучение начнется лишь при готовности ребенка к занятиям в кружке или школе искусств. Такое убеждение неверно.
Не нужно учить двухлетнего ребенка профессиональному восприятию мира, важно развивать его личный взгляд на предметы и вещи, стимулировать формирование собственного стиля. Можно начать с простых шагов. Сначала хаотичные линии и зарисовки, затем простые рисунки – растения, животные, дома. В дошкольном возрасте – люди и картины из жизни. Если ребенку понравится процесс, он будет рисовать снова и снова до тех пор, пока результат не удовлетворит его самого.
Условия для творческого развития
Дети, имеющие необходимые для рисования и творчества инструменты, быстрее учатся выражать себя на бумаге. Под инструментами понимается не частный репетитор, а бумага, карандаши, краски и фломастеры. Важным фактором развития ребёнка является мама, которая не беспокоится о запачканной красками одежде или рисунках фломастером на коже малыша.
Хотите, чтобы ребенок учился живописи с удовольствием? Будьте готовы к необычным моментам: интересное рисование возможно не только на бумаге, а и на обоях, цвета наносятся как кистью, так и руками.
Для уменьшения вреда природе можно применить некоторые уловки.
- Предоставьте ребёнку большой кусок старых обоев или лист ватмана, разложите его на полу и дайте волю его фантазиям, не ограниченными малыми форматами альбомов.
- Выбирайте пальчиковые краски, созданные для детской кожи, безвредные и легко смываемые водой.
- Защитите стол клеёнкой или газетами, чтобы загрязнения от рисунка не испортили его.
Процесс обучения
Обучение и освоение навыков должны быть разнообразными для каждого возраста. В годик изучение геометрических фигур нецелесообразно, а пяти-шестилетнему ребенку просто рисование кружочков и квадратов станет скучным занятием. Понимание родителями особенностей детского восприятия в разных возрастных периодах облегчит процесс обучения ребенка рисованию предметов.
1-2 года
В этом возрасте малыш активно изучает цвета окружающего его мира. Цветные карандаши и краски станут для него любимыми игрушками. Раскраски пока неинтересны, малыш вряд ли поймет необходимость рисовать только внутри линий. Белый лист бумаги быстро заполнится своим видением мира маленького художника.
В процессе рисования родители могут попробовать соединить хаотичные линии в изображение, которое ребёнок сможет распознать. Детку обрадует, когда из набросков рождаются кошки или цветы с пчёлками.
2-5 лет
Ребенок усиленно развивает умение изображать окружающие предметы. В его арсенале уже имеются рисунки дерева и машины, хотя исполнение может оставлять желать лучшего.
Не нужно исправлять детского художника и говорить, что какие-то детали не похожи на настоящие. Рисование по образцу — дело для более позднего возраста. Сейчас малыш может показывать своё представление о мире так, как ему нравится.
Ребенок учится красиво и правильно рисовать геометрические фигуры. Можно показать ему, как из круга получается солнце или цветок, а из квадрата – домик или грузовик. Такие игры научат маленького художника видеть в простых вещах что-то особенное и неповторимое.
В этом возрасте детей привлекают раскраски. Черно-белый рисунок в альбоме почти идеален, и если ребенок его разукрасит по своему желанию, то получит самое лучшее произведение. В конце работы у него возникает чувство гордости за красивую картинку, которую он создал. Важно не дать малышу застрять на раскрасках. Для этого можно предложить ему нарисовать такую же картинку, как в напечатанном альбоме, а потом разукрасить ее другим способом.
5-8 лет
Дети в этом возрасте с удовольствием замечают мелкие детали окружающего мира и отражают это в своих рисунках. В их арсенале появляются все новые инструменты – простой карандаш, ручка, мелки. Рисунки становятся ярче, а дети больше всего мечтают о реалистичности: нарисованная машина похожа на папину, собака напоминает любимую дворняжку, а платье на маме точно такое же, как она часто носит.
В этом возрасте целесообразно обдумать возможность поступления ребенка в художественную школу. Можно показать педагогу несколько рисунков ребенка и записаться на консультацию. Во время беседы с преподавателем важно выяснить, какая цель обучения – развлечение или профессиональное обучение рисованию.
Методы правильного обучения
Желая помочь ребёнку освоить рисование, важно разъяснить ему, что любой рисунок, даже самый сложный, создаётся из простых элементов. Каждое животное – это набор кружочков, овалов и точных линий. Сначала нужно научиться распознавать и выделять эти элементы, находить их и дорисовывать. Позже этот процесс станет автоматическим.
Важным для правильного обучения считается похвала взрослых, но чрезмерность тут противопоказана. Похвалить ребёнка следует лишь за достойные работы, некоторые лучшие могут быть помещены в рамки и развешаны на стене.
Если малышу-художнику что-то не удалось, не стоит ругать всю работу. Лучше сказать что-нибудь поощряющее: «Если бы ты постарался нарисовать ушки котика и сделал его размером подходящим к цветочкам, получилось бы как настоящая фотография!».
Некоторые родители совершают ошибку, пытаясь научить ребенка рисовать независимо от его желания. Принуждение редко приводит к хорошим результатам. Лучше обратить внимание на способности и интересы ребенка. Если он увлеченно рисует, получает удовольствие от процесса и ищет для него возможности, имеет смысл развивать его навыки: записаться в кружок, углублять знания. Тогда из маленького таланта вырастет увлеченная личность с особенным взглядом на мир.