Обучение детей чтению: эффективные методы

Рубрики:

Обучение чтению следует начинать с малых лет. В этот период дети усваивают понимание и различение устной речи, а также ее интерпретацию.

Глаза и уши улавливают сигналы из внешнего мира и передают их напрямую в мозг. Понимание, распознавание и обработка информации происходят уже там.

Слушая речь, ухо сначала воспринимает звуки, которые мозг преобразует в электрохимические импульсы. Затем из этих импульсов формируется смысл слов и предложений. Аналогично работает зрение: глаза фиксируют сигналы, но не понимают их. Понимание возможно только благодаря мозгу.

Читательское восприятие – важный навык для ребенка. Умение читать и понимать текст входит в список учебных дисциплин во всех образовательных заведениях.

Способы обучения

Ребенка можно научить чтению с помощью обычных вещей. Подготовьте белые листы картона и два маркера – красный и черный. Чем крупнее стержень маркера, тем отчетливее ребенок будет видеть написанный текст.

Из картона вырезают полосы размером 10 на 50 сантиметров, на которых пишут слова для чтения. Размер шрифта рекомендуется — 7,5 сантиметра в длину и 1,5 сантиметра в толщину. В таком случае слова и буквы будут восприниматься лучше. Важно оставить небольшое пространство для полей, примерно 1,5 сантиметра, потому что во время обучения карточки держат в руках, и слова не должны перекрываться пальцами.

Используйте прописные буквы только для имен собственных на карточке. Это упростит ребенку понимание и обучение, а также поможет сформировать основы грамматики и правил русского языка.

Пишите аккуратно, без ошибок.
Слово должно помещаться ровно посередине полоски. Не стоит экспериментировать с шрифтом, чтобы ребенок мог легко читать текст. Важна однообразная система письма, ведь сейчас важно научить ребенка запоминать начертание слов и их чтение.

Некоторые мамы с интересом относятся к изготовлению карточек и используют трафареты для этого. Получается отличный результат: слова ровные и четкие, а сами карточки аккуратные. Однако на изготовление уходит много времени и сил, ведь карточек нужно много, а обучение растянется на несколько дней. Поэтому самым оптимальным вариантом будет писать вручную. Вы быстро освоите этот процесс, и занятия станут более эффективными.

Как заинтересовать малыша

Для того чтобы заинтересовать ребёнка, нужно привлечь его внимание и создать условия для правильного восприятия. Первые слова лучше написать большими буквами красным маркером. Постепенно можно перейти на обычный размер шрифта, меняя красный цвет на чёрный.

Начинайте занятия тогда, когда ребёнок наиболее счастлив и полон желания учиться чему-то новому. Выберите тихое место, где шум и крики не будут мешать вашему важному делу. Лучше всего, если комната будет тихая и без ярких предметов, которые могут отвлекать от процесса обучения и затруднять восприятие.

После освоения 15 первоначальных слов словарь малыша начнет быстро увеличиваться. Важно выбирать слова, вызывающие у него положительные чувства: имена близких, любимые игрушки и животные. Познакомую лексику легче воспринимать, что делает процесс приятным. Для каждого ребенка набор слов будет свойственным.

Первое занятие продлится не более трёх минут. Будет это короткий, но важный шаг на пути к освоению навыков чтения. Понаблюдайте за ребенком, пока он рассматривает карточку со словом «МАМА», и произнесите его максимально выразительно. Сделайте то же самое с карточкой со словом «ПАПА». После демонстрации карточки объясните ребенку её значение. Затем повторите действия с оставшимися тремя карточками.

Вместо того чтобы спрашивать ребенка о понимании, похвалите, обнимите и приласкайте старательного ученика, проявляя заботу и внимание к его успехам. Через полчаса повторите с ребенком все слова еще три раза.

Второго дня повторите пройденный материал в той же последовательности, используя игровые приемы. Дополните занятие пятью новыми карточками и продолжите игру минимум еще три раза. В итоге получится шесть кратких и познавательных уроков.

Окажите ребенку любовь и поддержку словами и действиями. Не бойтесь ласкать и целовать его при достижении маленьких побед. Занятия должны проходить в спокойной и дружелюбной обстановке.

Не подкупайте ребенка сладостями, особенно во время обучения чтению. Дети учатся читать весь день довольно длительное время. Вам недостаточно будет денег и сил на постоянную покупку сладостей. Такой рацион может негативно сказаться на здоровье детей, а также помешать формированию положительных качеств в характере ребенка.

Важно найти золотую середину во всех вопросах, в том числе при обучении чтению. Обучение не должно быть скучным для ребенка. Дети восприимчивы, но подвижны и неусидчивы. Ребенок может одновременно учить и иностранный язык без перегрузки.
Чаще меняйте набор слов, так как с той скоростью, с которой пополняется словарный запас, одни и те же слова станут ему неинтересными. Если вы показываете карточку меньше одной секунды, ребенок потеряет внимание к процессу.

Выберите подходящий ритм для игры. Быстрота игры повышает шанс удержать ребенка в игре. Медленный темп сделает игру скучной и должной.

Добавляйте каждое утро по пять новых слов к уже известным и повторяйте все слова. Слова, которые трудно запомнить, используйте чаще, но не забудьте о балансе.

Постоянные занятия с ребёнком принесут хорошие результаты и помогут достичь важных целей.

Улучшите восприятие ребенка и развивайте его зрение. Во время обучения мозг ребенка учится различить начертания символов и отличать их.

Ребенок начинает визуально, на подсознательном уровне понимать и справляться с абстрактными понятиями, такими как буквы, а также различать слова между собой. Это немало важно и в дальнейшем значительно облегчит обучение, сформировав определенную систему навыков самостоятельного обучения.

Почему в статье представлен альтернативный вариант обучения, отличный от привычной системы?

Какие сложности могут возникнуть

Язык – средство общения, передаваемое не только словами, но и знаками и символами. Алфавит в этом случае – система знаков, непонятных ребенку, так как буквы абстрактны. Попробуйте объяснить ребенку, что такое буква «а», её значение и причину написания именно так. Почему именно «а»? Восприятие ребенка строится на чувственном опыте. Вещи можно трогать, пробовать, а вот буквы нет.

Как бы вы ответили ребёнку, который из-за своего любопытства задал такой вопрос? Много людей, вероятно, столкнулись с трудностью объяснить значение какой-нибудь буквы.

Чем больше объяснений о том, что это языковая единица, служит для формирования и составления слов, а слова для передачи смысла, буква как элемент языка… слово состоит из букв…»А»… потому что… .

Попытка упростить всё это запутывает и приводит ребёнка, по крайней мере, в смятение. В лучшем случае это вызывает лишь отрицательную реакцию и недоверие к происходящему.

В итоге объяснение станет бессмысленным, а ситуация заблокируется. В другом случае у вас останется лишь по-детски ответить – «Потому что я старше тебя!». И да, вы старше, это очевидно. Но вот как именно так исторически сложилось – непонятно.

Благодаря чистому детскому восприятию, одаренности и уму, дети ухитряются выучить все 33 буквы в правильном порядке, а также соответствующие им звуки. Комбинируя их между собой, получают целые слова и различные по смыслу предложения.

Возраст для чтения

В возрасте от пяти до шести лет процесс обучения чтению может быть более сложным, однако серьезных трудностей возникнуть не должно. Ум в этом возрасте остается гибким и способен к ассоциациям. Желание учиться и постигать что-то новое непреклонно.

Лучше начать прямо сейчас, чтобы ребёнок мог различать символы, произносить звуки, понимать соотношение звуков и букв, а также осваивать смысл и значение слов. Названия знакомых и приятных вещей – арбуз, мяч, папа и мама – запоминаются лучше, чем просто «а» или «я».

Каждая образовательная система основывается на уже знакомых понятиях и терминах. В каждой области знаний есть свои исходные положения. Поэтому занятия с ребенком следует начинать со слов, понятных ему по смыслу. Постепенно изучать что-то новое, а только затем переходить к абстрактным идеям.

Познание ребенка начинается с себя, а затем направляется к внешнему миру. Сначала дети получают информацию через органы чувств: зрение, слух, обоняние и осязание. На основе полученных данных формируются выводы, переходящие в умозаключения и опыт. Важно научить ребенка визуально понимать слова и буквы до начала изучения алфавита в школе. Это облегчит дальнейшее обучение и сыграет важную роль в развитии.