Первый урок для преподавателя – событие не менее волнительное, чем аналогичный опыт у ребенка. Вопросы дисциплины в классе тревожат молодых педагогов и опытных преподавателей. От поведения детей на уроке зависит не только степень усвоения материала, но и дальнейший контакт с учителем. Мнение о том, что поведение учеников зависит от того, нравится ли им предмет, ошибочно. В действительности причина кроется в умении учителя заинтересовать, организовать и привлечь внимание учащихся.
Для подбора подходящего метода обучения важно учитывать возраст учащихся. Неизвестно кому секрет того, что наиболее сложный этап — это подростковый возраст, когда любое событие может спровоцировать эмоциональную нестабильность.
- В начальных классах школьники быстро теряют внимание, поэтому требуется постоянное стремление к поиску способов поддержания их интереса.
- Старшеклассники выражают собственное мнение по всем вопросам и убеждены, что лучше других понимают, какие предметы им нужны.
Образ идеального учителя для детей
Начинающий педагог обязан с первых дней показать себя как профессионала и определить принципы взаимодействия с учениками. Неуверенность, стремление угодить каждому, принятие неуважительного отношения к себе – всё это грозит отсутствием дисциплины в классе и невозможностью передать знания школьникам.
Вначале следует сформировать свой личный имидж и соблюдать его ключевые черты.
- Старайтесь быть доброжелательными к малышам, разговаривайте тихонько и улыбайтесь.
- Сделать материал привлекательным для детей.
- Чтобы урок прошел успешно, нужно верно уделить времени каждому этапу, подавать информацию логично и чередовать лекции с практикой.
- Стремитесь к контакту с каждым ребёнком, обращайтесь к нему по имени и включайте его в общение.
- Применить нетрадиционные подходы к обучению, сделать урок более разнообразным.
- Запретить детям говорить, кричать, реагировать на проступки и пренебречь таковыми.
Такое представление о учителе принесёт несколько выгод.
Дети с энтузиазмом отнесутся к уроку и новому материалу, желая его освоить.
Во-вторых, ученики увидят авторитет учителя и поймут, что вести себя нужно осторожно, тихо, не вызывая гнев учителя. В дальнейшем такой образ нужно поддерживать и укреплять, тогда дисциплина на уроке будет формироваться сама собой.
Что делать, если дисциплина нарушена
Поведение учеников, особенно младших классов, похоже на снежный ком: если один начинает разговаривать и баловаться, остальные подхватывают его, и через несколько минут в классе возникает шум, неразбериха и хаос. Многие молодые учителя теряются в такой ситуации, пытаются перекричать учеников резкими движениями, чем усугубляют обстановку. Но продолжать урок и рассказывать тему в таких условиях невозможно.
Чтобы примирить шумную обстановку и возродить порядок, следует запомнить и действовать по нескольким правилам.
- Необходимо постоянно взаимодействовать с детьми и замечать любые отклонения их внимания. Если кто-то из них потерял связь с содержанием рассказа, отвлекся или начал разговаривать с другими, можно привлечь его вопросом, просьбой подойти к доске.
- Когда «снежный ком» не удалось остановить с самого начала, детям стало шумно и неуправляемо. Учителю лучше вовсе замолчать и подождать, пока тишина воцарится сама собой. Такой прием обычно работает, и в классе наступает спокойствие. Затем нужно строго и серьезно, но не крича, сказать, что урок будет продолжаться только при внимании и тишине.
- Ребятам нельзя кричать, лучше вообще не повышать голос. С самого первого урока с новыми учениками важно показать им уважение к их личности, не принижать стараний и заслуг, не пренебрегать ни одним ребенком. Уважение от учеников можно получить только в ответ на собственное такое же отношение.
Маленькие хитрости опытных учителей
Учителю с опытом легче проводить уроки и поддерживать порядок в классе.
Молодым педагогам полезно учиться у опытных коллег и принимать их советы, чтобы с самого начала верно общаться со школьниками.
Многие опытные учителя с самого начала пытаются определить, кто в классе является центром внимания. Обычно это самый активный и энергичный ребенок, на которого смотрят другие ученики с восхищением, и готовы поддержать его, если он начнет нарушать правила. Выделив такого ученика или нескольких, учитель старается постоянно контролировать их внимание и умеет задействовать их в уроке, чтобы у них не было времени и желания отвлекаться.
Перемещаясь по классу во время объяснения нового материала или контроля самостоятельной работы, учитель может заинтересовать детей и нарушить их ожидания от его обычного поведения.
Применение обычных вещей и необычных способов преподавания давно пользуется успехом у многих учителей: это позволяет не только привлечь внимание школьников и навести порядок в классе, но и сделать изучение новой информации понятнее.
Для организации дисциплины на уроке важно понимать детей и их потребности. Это значит разобраться в том, чем живут дети, что волнует их, и как их заинтересовать в любом возрасте.
Хорошие педагоги отличаются от обычных умением находить общий язык с любыми учениками.