Педагогика, изучающая воспитание, ставит перед собой множество задач. Одна из главных – приучение ребенка к дисциплине. Для достижения цели важно, чтобы малыш понимал, что можно, а чего нельзя, то есть чтобы у него были установлены определенные границы дозволенности. Рациональное мышление у детей младшего возраста еще не развито, поэтому разумное объяснение происходящего для управления поведением выходит за их пределы понимания. Только четкие рамки допустимого поведения и логические последствия непослушания приводят к тому, что ребенок ведет себя так, как нужно. В семье с разумной требовательностью дети будут более приспособлены к взрослой жизни, научатся принимать решения и сотрудничать с другими людьми.
Несколько правил разумной требовательности
Требования и указания следует отменять только в исключительных случаях.
Права ребенка
Ребенок должен осознавать, что у родителей есть свои права, даже будучи нежными и приветливыми. Родители могут проявить твердость и запретить грубости или неподобающее поведение. Такое родительское отношение вызывает сильную любовь ребенка и учит его жить в обществе.
Без должного воспитания ребёнок не обретет счастья. Встретив других людей в любом возрасте, оно окажется разочарованным, узнав, что его не будут постоянно баловать. Эгоистичный человек не найдет любви ни у кого. Родители, придерживаясь дисциплины и правильного пути воспитания, заметят улучшение поведения ребёнка и увеличение его счастья.
Важным в воспитании независимой и развитой личности является избегание крайностей. Если ребёнка за малейшую оплошность наказуют физически, угрозами, вынуждают стоять в углу или объявляют бойкот, то его детство будет несчастливым. Заниженная самооценка, недоверие к миру и людям, ощущение бесполезности – вот следствия таких наказаний.
Такие поступки к воспитанию отношения не имеют, это лишь зверство.
Границы дозволенного
Другая крайность – полная свобода действий. Ребенок, считающий, что ему разрешено все, стирает границы добра и зла. Ему сложно различить грань между его удовольствием и чьим-то страданиями. В таком случае он также может чувствовать себя нелюбимым и ненужным для родителей.
Наказание важно. В некоторых ситуациях именно такой подход поможет ребёнку осознать границы дозволенного. Только так родители смогут сохранить авторитет и воспитывать в нём ответственность. Важно понимать, за что наказывать и как это делать, чтобы ребёнок не стал считать, что его больше не любят.
Мать и отец устанавливают первые правила жизни ребенка. Чтобы определить пределы их терпения и родительской власти, малыш испытывает окружающие его границы. Детское непослушание – попытка выяснить: «Что произойдет, если я поступлю так или иначе?», «мама запрещает делать это, но если мне хочется, то вдруг можно?».
Когда родители непоследовательны в требованиях, позволяя что-то сегодня, а завтра запрещая то же самое, дети стремятся узнать, где проходит граница дозволенного.
Иногда ребенок специально «достает» своих родителей, хотя малыши действуют не по тем мотивам, которые представляют себе взрослые. Семейный психолог Светлана Ройз говорит о том, что дети, особенно дошкольники, никогда не делают что-то назло, не причиняют боль специально. Ребенок долго ковыряется, когда его попросили быстро собраться, или опрокидывает на себя тарелку с кашей не для того, чтобы обидеть родителей. Так поступая, он просто хочет привлечь к себе внимание, а другого способа пока не знает.
Непроизвольно мысль возникала в его голове: «Лучше пусть мама рассердится и накажет меня, чем будет притворяться, что ничего не замечает». Негативное поведение часто появляется у ребёнка, когда ему недостаёт родительской любви и внимания, и он не видит другого способа вызвать от родителей живую реакцию.
Стрессовое состояние может провоцировать неповиновение.
Переутомление нервной системы – еще одна причина непослушания детей. Детям сегодня приходится обрабатывать большое количество информации.
Разнообразные мультфильмы и компьютерные игры оказывают сильное воздействие на эмоциональное состояние детей, начинающих с полугода смотреть подобное. Несколько часов просмотра виртуальных существ вызывают возбуждение, после чего ребенок тяжело успокаивается и засыпает.
Вальдорфский педагог Валентина Антощенко утверждает: дети становятся неуправляемыми, если играют в агрессивные игры. Это не только компьютер и приставки. Пластиковые и пластмассовые игрушки не развивают чувство осязания полностью. Ребенок не чувствует в буквальном смысле слова, что вырвав клок шерсти у кошки или ударив другого ребенка, причиняет боль.
Наказание и возраст ребенка
Иногда ребенок усваивает нормы и правила поведения только после наказания.
Светлана Ройз считает, что наказание следует за нарушениями правил, о которых ребёнок был предупрежден заранее. Например, нельзя наказывать ребёнка за то, что забрал игрушку у другого малыша, если родители не объяснили, что брать чужие вещи без спроса запрещено.
Наказывать ребёнка двух лет бессмысленно, так как у него нет возможности понять, что это наказание.
Не стоит допускать агрессивное поведение, лучше отвлечь его внимание или остановить руку.
До пяти лет ребенок только повторяет то, что видит, — рассказывает Валентина Антощенко. Если малыш в этом возрасте, например, вытащил деньги из кошелька, это не значит, что он их украл, скорее всего, просто копирует увиденную где-то ситуацию.
«Правила» наказания
Наказание должно помочь ребёнку понять произошедшее и самого себя, чтобы избежать повторения ошибок.
Любовь к ребёнку должна быть заметна везде, в том числе и в воспитательных мерах. Главное правило – действовать с любовью в сердце во всех взаимодействиях с малышом.
Неправильное наказание
Какой бы проступок ни был совершен, в случае с ребенком нельзя прибегать к запугиванию и унижению. Нельзя лишать малыша удовлетворения как физических потребностей – например, оставлять голодным на ночь – так и эмоциональных – игнорировать его. Самым страшным для ребенка наказанием является полное игнорирование со стороны родителей: если мама или папа не разговаривают с ним, он может считать себя ненужным и покинутым.
Угол – не самый подходящий вариант. Там малыш ощущает напряжение и не может осмыслить свои действия.
Лучше переместить его в другое место комнаты и посадить на диван, чтобы ребенок мог спокойно размышлять о своем поведении.
Лучше наказывать ребенка в отсутствие других.
Нужно ли наказывать
Поскольку наказание часто причиняет ребенку психологическую боль, встаёт вопрос о его замене.
ТерпениеСамое важное качество, которым наделены родители, — это терпение. Не каждый обладает таким даром.
ОбъяснениеДетям следует объяснять поступки, которые неверны, ясно, сжато и доступно.
ОтвлечениеМожно предложить ребёнку что-то другое вместо того, что он желает.
НеторопливостьНе следует карать ребёнка за первое совершённое действие, которое, по вашему убеждению, подлежит наказанию; дождитесь, пока оно повторится.
НаградаЛюбовь бывает действеннее наказания. Похвала за добрые поступки побудит ребенка стараться делать их вновь.
Ребенок всегда должен быть уверен, что наказание справедливое, что родители его любят, и что, даже будучи наканутым, он не потеряет родительской заботы.