Первый класс – серьёзный этап как для маленького ученика, так и для его родителей. Ребенку нужно привыкнуть к новому распорядку дня, освоить всё больше обязанностей и каждый день выполнять домашние задания. Желание родителей помочь ему и взять на себя часть работы понятно, но насколько это полезно – вопрос открытый. Большинство родителей фактически начинают повторное обучение с первого класса, выполняя все задания вместе со своим ребёнком, изучая особенности программы и проводя несколько часов в детской комнате до завершения всех заданий.
Помогаю делать уроки можно разными способами. Некоторые родители полагают, что диктование ребенку решений задач и наведение его рукой палочки в тетради – это обучение. Другие стремятся ограничить вмешательство и позволить ребенку самому писать, считать, читать, допускать ошибки и учиться их исправлять. Чтобы понять, как поступать верно, нужно попытаться предугадать последствия различных действий. Взрослым следует решить для себя: ребенок учится получать хорошие оценки или получает новые знания, самостоятельно осваивая новую информацию. Тогда будет легче определиться с объёмами помощи.
Роль родителей в процессе обучения
Взрослый должен помочь ребенку в планировании времени и распределении сил. Родители не должны выполнять уроки вместо детей, давать подсказки, находиться рядом часами и контролировать каждую букву. Важно обучить ребенка учиться самостоятельно, чтобы он впоследствии мог это делать сам и нести ответственность за результат.
Это выполнить проще, чем кажется. Необходимо учитывать роль родителя и степень вовлеченности.
- С самого начала учебы необходимо прилагать максимум усилий, чтобы помочь ребенку перестроиться на новый режим. Забирать его после школы, кормить обедом, объяснять, сколько времени у него есть на отдых и почему это важно для детского организма, готовить к выполнению домашних заданий и контролировать их. Алгоритм должен быть простым, понятным и четко исполнимым. Тогда первокласснику будет несложно привыкнуть к нему и в дальнейшем выполнять самостоятельно.
- Необходимо правильно распределить время ребенка для того, чтобы уроки проходили спокойно и последовательно, без спешки. Научите его поступать так же. Через каждые 20-30 минут делайте небольшой перерыв, дайте возможность отдохнуть, а затем напомните о необходимости продолжить работу. После завершения всех занятий можно позволить себе полноценный отдых.
- Родители должны сохранять спокойствие и уравновешенность. Это одна из самых сложных задач для молодых матерей и отцов, но нужно стараться сдерживаться.
Помочь в этом может воспоминание о собственном детстве и школьных заданиях: как не хотелось ничего делать, как до последнего оттягивался нелюбимый предмет, как придумывались разные помехи. Вспомнить это и попытаться помочь ребенку преодолеть трудности, мотивировать его улыбкой и поддержкой, а не наказаниями и угрозами. - Участие родителя в процессе подготовки домашнего задания должно постепенно сокращаться. Например, сегодня помогали полчаса, завтра ребенок написал две буквы без мамы, через несколько дней мама лишь направила его работу, а потом проверила. Организация процесса важнее постоянного присутствия и контроля.
Родители обычно приводят в качестве аргумента то, что если оставят ребенка одного с задачами, то на следующий день получит плохую отметку. Но ведь это будет оценка именно ребёнка. В возрасте 10-12 лет и даже старше подросток уже должен осознавать ответственность за свои дела. Учится ведь ему, а не родителям.
Как приучить ребенка к самостоятельности
Чтобы ребёнку было легче адаптироваться к школьным правилам с самого начала, родителям нужно приложить усилия. Сначала следует поговорить с ребёнком, желательно, чтобы присутствовали мама и папа. Возможно, таких бесед будет несколько. Подготовка к школе начинается с подготовки сознания ребёнка. Нужно объяснить ему важность обучения, пообещать поддержку и помощь, но обязательно сделать акцент на обязанностях, которые у него теперь появляются.
Для облегчения распределения времени ученику после школы и уделения внимания всем предметам можно составить план или распорядок дня. Часть его можно записать, а часть нарисовать. Важно, чтобы ребенок видел, что после уроков есть еще дела, которые нужно выполнить. Домашнее задание – одно из таких дел.
Важно хвалить его всегда, когда что-то получается, и подбадривать, если он не успел сделать что-либо. Положительный настрой и уверенность родителей передаются детям, которые растут сильными и самостоятельными. Лучше уменьшить число дополнительных секций и кружков. Оставить одну или две, которые помогают ребенку расслабиться и приносят удовольствие. А остальные добавить через пару лет, когда режим будет четким и размеренным.
Приготовление домашних заданий на черновиках — важный этап для ребенка, который поможет ему не бояться совершать ошибки. Ребенок должен знать, что на черновике может писать как угодно, черкать и пробовать несколько вариантов решения задач. А найдя правильный – переписать его в чистовик. Особенно важно приучить его работать с черновиками, если он делает уроки сам до прихода родителей. Тогда их можно будет просто проверить и переписать начисто.
Чтобы понять целесообразность занятий с ребенком, следует определиться с желаемым результатом. Родители стремятся привить ребенку способность к самостоятельной учебе, чтобы в любой возрастной категории он мог усваивать необходимую информацию и быстро овладевать новыми знаниями.