
Новый год и Рождество в старину: бирюльки, бабки и Карачун
20.12.2024
«Морозко»
Празднования смены года на территории нынешней России, будь то языческие с обрядами или придворные с костюмированными балами, всегда сопровождались совместными играми.
Карачун и подарки
Славяне до крещения исповедовали многобожие. Одним из богов старинного пантеона был Карачун.
Нередко упоминают его без должного понимания значения. «На улице сегодня какой-то карачун», «Не будешь слушаться, карачун тебе»… В поговорках и шутливых угрозах имя Карачун звучит постоянно. Неслучайно оно появляется там, где предсказывают что-то мрачное, безрадостное, холодное. Ведь это воплощение беспощадного мороза в древнеславянской мифологии — прообраз Деда Мороза.
Имя божества связано с глаголом «укорачивать», «сокращать», потому что славяне связывали его приход со временем, когда день сокращался и наступала нелюбимая всеми зимняя темень. Из-за этой тьмы Карачун также считается божеством нижнего, мрачного мира — Нави, царства мертвых. Повелитель зимнего холода, морозов и метелей, вьюги и льда был довольно вспыльчивый, мог расстроиться и навести стужу и буран на тех, кто его разозлил. Поэтому славяне старались, как могли, умаслить Карачуна, приносили в конце осени дары и даже жертвы, чтобы зима выдалась более спокойной и менее голодной.

«Последний богатырь»
В славянских сказаниях образ Деда Мороза претерпел изменения. Из злого и опасного он постепенно превратился в строгую, но заботливую фигуру Морозко (встречаются и другие имена того же божества: Трескун, Морок, Студенец, Зимник). Он оценивал людей по их поступкам. Если те заслуживали его благосклонности, Морозко, как известно из сказок, награждал хороших героев ценными подарками. Отсюда и появилась традиция взаимного дарения в Новый год.
Традиция украшать дома сосновыми и еловыми ветвями тоже пришла из язычества, где это служило защитой от злых духов. В христианской традиции борьба с духами отошла на второй план, а ель стала символом Рождества. На макушке ели появилась звезда — символ первой звезды, которая засияла на небе в день рождения младенца Христа.
Колядки языческие и христианские

«Вечера на хуторе близ Диканьки»
Празднование славян всегда связывали с природными явлениями. Новый год как таковой не праздновался. Например, отмечали Комоедицу — весеннее равноденствие. Радовались наступлению тепла после голода и холода, начинали полевые работы, предвкушая сытный урожай. Веселились: накрывали столы, жарили блины как символ Ярилы, сжигали чучело зимы, водили вокруг него хороводы. Отголоском этого праздника осталась Масленица, а вот хороводы сохранились в качестве новогодней традиции (в Петровском путевом дворце обязательный хоровод ждет всех участников праздничной программы).
В декабре язычники отмечали зимний солнцеворот, праздник Коляды. От него пошли традиционные колядки – песни, посвящённые природе, погоде, божествам, которых восхваляли для обретения их милости. С принятием крещения и приходом христианства темы песен изменились: теперь колядки пелись во славу Иисуса, его именем желали благодати каждому дому, просили Бога не оставлять никого в голоде и печали. Эта традиция прошла через все времена, менялись мелодии и слова, но и сейчас в Новый год и Рождество можно слышать и колядки, и более серьёзную версию – духовные песнопения. Такие можно будет услышать в Петровском путевом дворце в исполнении ансамблей «Сирин» и «Узорика».
Проверка силы и ловкости

«Последний богатырь»
Есть одна традиция, присущая зимним праздникам как язычникам, так и христианам — это гулянья и игрища. Русские во все времена любили состязаться в ловкости, удали, хитроумности. С XV века главное новогоднее торжество происходило в Москве на Соборной площади Кремля. Сначала митрополит и великий князь возвещали об окончании года и поздравляли народ, а затем официальная часть плавно переходила в гульбища.
Всё происходило не в декабре, а в сентябре. Только указом Петра Первого празднование Нового года перенесли на 1 января, как это было принято в Европе. Дата изменилась, а традиции остались: народ продолжал вступать в кулачные бои, мериться мастерством в клюшковании, борьбе за-вороток, перетягивании палки, игре в рюхи, играл в снежки, катался на коньках и санках. А когда на площади вырастала снежная крепость, то за неё велись поистине эпохальные бои. Позже это стало важной традицией празднования Нового года в императорских семьях династии Романовых.
Стрельба из лука по бабкам — традиционная русская забава пользовалась особой популярностью. Стрелы были снабжены войлочными наконечниками. Целились в деревянные чурки, установленные в ряд на подставке высотой 1,5 м. Чурки и назывались бабками. Попробовать себя в такой стрельбе можно будет в Петровском путевом дворце во время интерактивной новогодней программы. Для этого (а также для пушистых снежков и катания с гор) во дворце будет выделена отдельная зона «Бранное поле», там же можно будет попробовать себя в бою на безопасных мечах.
Вельможи и бирюльки

«Вечера на хуторе близ Диканьки»
Екатерина II сделала законодательницей мод всех придворных празднований. Ввела также несколько новогодних традиций: большие приемы с настольными играми, танцами, а нередко и карнавалами. Она любила лично принимать участие во всем и считалась мастером игры… в бирюльки. Удивительно, но факт: в эту игру играли не только крестьянские дети и сельские жители, но и горожане и придворные вельможи.
Миниатюрные игрушки или палочки разной формы называли бирюльками. До начала игры их использовали для сооружения небольшой горки. Вытаскивать предметы нужно было по собственному уразумению, чтобы конструкция устояла. Игра напоминала современную дженгу, но интереснее из-за разнообразия форм предметов или веточек. В интерактивной новогодней игре-путешествии в Петровском путевом дворце можно отточить мастерство игры в бирюльки.
Императрица любила балы-маскарады. Празднование в костюмах имеет аналог в древнеславянской традиции рядиться, меняя одежду, чтобы запутать злых духов. Те, кто этим забавлялся, называли ряжеными. При дворе не думали о духах, просто любили веселиться и примерять разные образы. Эта традиция дожила до наших дней, ее отголоски видны везде: от детских утренников в садике до тематических празднований Нового года в клубах, на корпоративах и в семьях с большой фантазией. Тема игры-путешествия в Петровском путевом дворце — русские сказки в стилистике иллюстраций Ивана Билибина.
Наряды и театр

«Морозко»
К Новому году и Рождеству важно было красиво убрать и украсить дом, не забывая о праздничном одеянии. Девушки к торжественным случаям готовили особые кокошники: не для каждодневной носки, а парадные — с богатым кружевом, бисером, а порой и драгоценными камнями. Самостоятельно смастерить великолепные кокошники можно будет на новогодней программе в Петровском путевом дворце.

Mos.ru
Помимо величественной ели с огоньками, золотыми орешками, звездами и ангелами праздничное убранство усадьбы, дома или двора могло включать вертеп.
Традиция создания вертепов на Рождество зародилась в европейских странах, постепенно добралась до России. Большинство вертепных композиций были статичными, сюжет был понятен — момент появления младенца Христа. Иногда вертеп превращался в театр: как кукольный (на ту же тему), так и живой — с людьми-актерами. В русской традиции такой тип вертепа был редкостью. Кукольные вертепы были наиболее распространены.
Русские исполняли их по своим обычаям и канонам, отличным от европейских. К примеру, в русском вертепе не было ангелов и демонов, вместо фигур Святого семейства часто использовали иконы Рождества. В последнее время традиция живого театра вертепа возродилась в нашей стране, увидеть её можно в Петровском путевом дворце. Сюжет кукольного спектакля — сказка Александра Сергеевича Пушкина «Золотой петушок».

Mos.ru
Новогодняя программа в открывшемся Доме приемов Мэрии Москвы объединяет все традиции праздника. Будут бирюльки, стрельба по бабкам, снежки, горка, духовные песнопения XVII века под аккомпанемент старинных музыкальных инструментов, хоровод и рождественская ель. Из необычного — лишь поющий и играющий на свирели Дед Мороз. Во дворе дворца расположится ярмарка фестиваля «Зима в Москве».