Ни читать, ни писать: почему в Англии так много неграмотных людей

Ни читать, ни писать: почему в Англии так много неграмотных людей

23.09.2021 Ilona
образование в британии отличие от россии
Источник:
nemchinowa/Getty Images/iStockphoto

В Англии никого не тащат на аркане к общенациональным стандартам, хотя, безусловно, учителя и администрация школы заинтересованы в хороших результатах. Человеку внушается с детства, что его жизнь в его руках, и дети рано приучаются к самостоятельности.

Плюсы такой системы очевидны. Ребенок с раннего возраста приучается рассчитывать на себя, проявлять инициативу, строить планы на жизнь и не винить никого в своих ошибках. Но и минусы очевидны тоже. Многие из нас нуждаются в хороших примерах, поддержке в определенные периоды жизни, а иногда и в хорошем пинке. Беда в том, что далеко не у всех детей есть группа поддержки, не за всех болеют родители, и тем более заставляют их что-то делать, особенно, если родители сами учились неважно.

Результат — высокий уровень неграмотности коренного британского населения, высокий процент реально неграмотных людей, которые не умеют ни читать, ни писать.

Здесь, конечно, дело не только в безалаберности родителей и школ. Правила чтения в английском языке очень сложные, и дети овладевают ими в течение нескольких лет. Недаром существует пословица: «В английском языке пишется «Манчестер», а читается «Ливерпуль». Если в первые годы обучения ребенок еще как-то справляется с легкими словами, то, если у него проблемы, до сложных слов может и не дойти.

Одна учительница начальных классов рассказывала: «Есть в классе мальчик — умненький, но не может научиться читать. Родители в разводе, и он живет то у матери, то у отца. И всегда у него книги и домашние задания в другом месте! Если он у отца — книги у матери и наоборот. Стал сильно отставать в учебе».

2х2=5

Отдельная тема — умение считать. Даже не говорю о математике, а об элементарной арифметике, устном счете. Вот когда я с благодарностью вспомнила родную школу с математическим уклоном. В детстве мне, гуманитарию, тяжко было от этого уклона, математика давалась туго, тяжким трудом. В Великобритании же математика считается самой труднодоступной наукой, и хороший балл по этому предмету в старших классах дает возможность поступления на такие престижные факультеты, как медицина, право, информатика.

образование в британии отличие от россии
Источник:
OwenPrice/Getty Images/E+

Если у человека хорошая оценка по математике — это автоматическое признание его интеллектуальной состоятельности.

Ситуация с устным счетом катастрофична. В начальной школе детям задают ничтожно мало домашних заданий по математике. Естественно, знания не закрепляются, даже если ребенок хорошо понял тему.

Приведу иллюстрацию повальной арифметической безграмотности. В 80-е годы судили фальшивомонетчика, чеканящего монеты достоинством в 1 фунт стерлингов. Судья поинтересовался, во сколько обвиняемому обходилось изготовление одной монеты. Оказалось: 1 фунт 10 пенсов. «Но где же прибыль?» — удивился судья. Обвиняемый только развел руками: «Не знаю, Ваша честь, я в математике не силен».

Во всех магазинах во время распродаж висят стенды: «Распродажа: 50%» И далее две колонки цифр: было и стало. Было: 30 фунтов, стало 15. Было 2 фунта, сегодня платите 1 фунт. Облегчают людям жизнь. Это в честных магазинах. А в мелких лавочках встречается такое: «Специальная цена! Одна банка колы — 1 фунт, 2 банки колы — 2 фунта!» Самое удивительное — люди берут. Иногда мелькает мысль: может, на это и рассчитано?

Не в образовании счастье

Ребенку внушают с пеленок, что он рожден для счастья и интересной жизни, и каким шоком для него в двадцать лет осознать, что он обречен прозябать на неинтересной малооплачиваемой работе, что у него нет перспектив улучшить свое положение, потому что у него нет хороших квалификаций, нет навыка по-настоящему учиться и трудиться. Кто-то найдет в себе силы изменить ситуацию, пойдет учиться, закончит какие-нибудь курсы или поступит в университет, а кто-то пойдет скучной проторенной дорогой, а для ощущения полноты бытия найдет хобби или начнет выпивать. А кто-то не сможет ни сил на новую жизнь найти, ни смириться с однообразной и бедной жизнью, и попробует взять блага сам.

С другой стороны, если ребенок изначально не настроен на академичские успехи, не любит и не может учиться, есть ли смысл лишать его детства, унижать, сравнивать с более способными одноклассниками и заставлять делать то, чем он не будет заниматься в будущем? Я видела множество владельцев овощных лавочек, электриков, водителей автобусов и такси, которые никогда не блистали академическими успехами и даже не делали уроков и, тем не менее, при положительном образе жизни, трудолюбии и смекалке смогли скопить небольшое состояние и радоваться жизни.

Им совершенно не стыдно за то, что они не знакомы с творчеством Шекспира, и даже имя Конана Дойля не вызывает никаких ассоциаций.

образование в британии отличие от россии
Источник:
Getty Images/Digital Vision

Источник