Невроз выходного дня: почему ребенка обязательно нужно научить отдыхать
15.07.2023Все дети вроде бы любят отдыхать и развлекаться. Тогда откуда берутся взрослые, которые не знают, куда деть свободное время, с трудом переживают праздники и страдают неврозом выходного дня?
Сценарий 1. Отдохнуть от всего
Родители очень устают. Об этом они говорят практически каждый день, а накануне выходных или праздников фразу «Наконец-то можно будет спокойно отдохнуть» повторяют несколько раз. Если у детей есть свои предложения, то им еще раз напомнят, что мама и папа работают всю неделю, что выходные — единственная возможность выспаться и что им очень нужен хотя бы один день покоя. А в процессе отдыха родители периодически проявляют недовольство, если поведение детей не позволяет отдохнуть так, как планировалось. Если дети рано встали, на завтрак просят блины и прямо с утра хотят идти гулять. Или вспоминают про обещание родителей съездить в зоопарк. Особенно — если жалуются на то, что им скучно. «Скучно? Так займитесь чем-нибудь. Могу я спокойно отдохнуть?!» Еще по этому сценарию часто обсуждается погода. Она обычно бывает неподходящая или откровенно плохая и никак не способствует нормальному отдыху. Летом слишком жарко и солнце печет нещадно, зимой слишком холодно и слишком много снега. Но особенно плохо бывает осенью или ранней весной. «Какие прогулки? Смотрите, какой мрак на улице. Из дома выходить не хочется».
При таком сценарии отдыха дети бывают самостоятельными. Особенно если в семье их двое. Они могут сами придумывать себе развлечения в рамках квартиры и развивают таким образом свои творческие способности. Это, конечно, плюс. Но так же рано они начинают увлекаться компьютером и иногда уже к 7 годам имеют стойкую зависимость. Кроме того, в таких семьях у детей формируется психологическая метеозависимость, которая сохраняется часто на всю жизнь. В подростковом возрасте, становясь самостоятельными, дети могут начать отдыхать очень активно, добирая то, чего не дали родители, — потребность в чувстве праздника, активном общении. Родителям придется пристально следить за ребенком и его развлечениями, потому что сам он не может устанавливать границы, нормы труда и отдыха. А вот во взрослом возрасте такие люди становятся просто копией родителей. Как выходные — они без сил.
Так что сценарий отдыха нужно изменить. Разграничить время и сразу об этом сказать. До обеда — тихий отдых, после — то, что планировали дети. Пусть за выходные или праздники будет хотя бы одно активное мероприятие, которое понравится детям. Кроме того, есть игры и развлечения, которые требуют только вашего присутствия, но никак не участия. Разве трудно играть в стройку, если вам предлагается роль члена приемной комиссии? Сидите на диване, наблюдайте за строительством домов из конструктора, время от времени делайте замечания по проекту, а потом, как положено, примите объект.
Представление об отдыхе усваивается ребенком неосознанно, но довольно крепко. В детстве он может проявлять недовольство установками, но потом начинает демонстрировать их в отношениях со своей семьей.
Сценарий 2. Отдых по интересам
У взрослых свои развлечения, у детей — свои. Поэтому отдых надо проводить раздельно — чтобы все получили что хотели. В этом сценарии, кроме детей и родителей, есть еще и бабушки — дедушки, которые берут организацию детского отдыха на себя. Родители обычно слишком молоды, и у них много своих интересов, или они заняты решением вопросов личной жизни. Например, часто именно так проходят выходные после развода или в период временного расставания.
«Мы с мужем — непримиримые друзья. Нам плохо на расстоянии, а когда вместе, начинаем ссориться. Причем уступить не можем — ни он, ни я. После одной такой ссоры муж ушел жить к маме, а я осталась в нашей квартире. Долго не хотели мириться, но однажды, когда я привела на выходные дочку, он предложил прогуляться и спокойно поговорить. Алина осталась с его мамой, а мы провели очень приятный вечер вместе. С тех пор в будни живем раздельно, в выходные веду ребенка к его маме, а мы отдыхаем сами по себе. Однажды мне пришла в голову мысль, что пора жить опять вместе. Я сказала об этом Алине, а она мне ответила: «Не надо. Если вы будете жить вместе со мной, то опять будете ругаться».
Бедный ребенок. Она решила, что причина наших ссор — она». А ведь девочка права. Причина в ней. Конечно, не в том, что она плохая (дети часто делают именно такой вывод), а в том, что родители не готовы к семейной жизни в полном смысле этого слова. Они не могут устроить жизнь как родители и супруги (для этого нужно уметь оказываться от своих интересов, идти на компромисс), им пока нравится роль только любовников и только друзей. Хотя бывает, что родители не отдыхают с детьми в силу других причин. Например, увлеченности спортом. Каждый выходные — сборы, подготовка, соревнования. Ну как тут можно заниматься ребенком? Какой бы ни была причина, ребенку от этого все равно плохо. Бабушка развлекает по полной программе, но ему все равно плохо. Потому что дети всегда хотят знать, что имеют ценность для своих родителей. Обида на родителей, которые при любом удобном случае «сплавляли» ребенка бабушкам, остается надолго. К ней примешивается чувство вины и брошенности. Во взрослом возрасте человек, с одной стороны, боится праздников — не умеет отдыхать всей семьей, с другой — становится настоящим тираном в том, что касается традиций. «Мы все должны обедать вместе, и никаких вариантов».
Всеми возможными способами объединяйте отдых. Конечно, бывают исключения, но каждый такой случай нуждается в пояснении. Объясните ребенку, почему будет именно так, скажите, что будете в это время очень скучать, и пообещайте какое-то совместное развлечение в самое ближайшее время.
Сценарий 3. Отдых с пользой
Люди организованные, активные, целеустремленные часто не могут мириться с тем, что время проходит просто так. Любое время надо использовать в своих целях. Будние дня предназначены для того, что является необходимостью, а выходные и праздники — для саморазвития, для обогащения своего внутреннего мира, для развития познавательных способностей, оздоровления. Подъем в 7 — и все вместе на свежий воздух. Днем идем на открытие выставки, потом день открытых дверей в Доме техники, вечером — спектакль.
В таких семьях обычно не смотрят телевизор — разве что интересный и стоящий фильм. Не увлекаются компьютерными играми — некогда. И, конечно, не лежат на диване со скучающим видом. Только ляжешь — сразу обвинят в том, что убиваешь время, и предложат выучить десяток-другой иностранных слов. Ведь тот, кто все это устраивает (как правило, кто-то один из семьи, обладающий сильной энергетикой), просто не выносит вида скучающего или пассивно отдыхающего человека.
«В детстве меня на лето отправляли к бабушке на дачу. Родители приезжали на выходные, а в будни я целыми днями был предоставлен сам себе. В основном я, конечно, играл, но к приезду мамы с папой придумывал себе целый список того, чем я занимался. Потому что на вопрос „Что делал?“ папе нельзя было отвечать: „Ничего“. Он начинал возмущаться, приводил примеры, до чего доводит пустое времяпрепровождение, и заканчивал длинным списком дел на следующую неделю. И потому на вопрос: „Как дела? Не скучаешь?“, я сразу отвечал: „Конечно, нет. Мы с Павликом собирали растения для гербария, потом рассматривали ящериц, помогали его сестре учить буквы“. Папа сразу успокаивался. Правда, сейчас я понимаю, что в чем-то он был прав. Но стараюсь не очень загружать своих детей».
Все, что говорят и делают родители, для ребенка является нормой. Дети, приученные к полезному отдыху, во взрослом возрасте могут вообще потерять способность расслабляться. Они не обязательно становятся трудоголиками, но сам по себе отдых все равно вызывает у них тревогу.
Научитесь ничего не делать. Уделяйте внимание мелким радостям — вроде возможности любоваться снежинками у окна, долго пить всей семьей чай. И детей во все это вовлекайте, тоже учите ничего не делать и не тревожиться об этом. Для чувства гармонии и хорошего самочувствия такой отдых просто необходим.
Сценарий 4. Отдых с неожиданностями
Если родители — люди энергичные и эмоциональные, но при этом предпочитают спонтанность, а не четкие планы, то отдых бывает своеобразным. Причем каждый раз, будь то выходные, праздник или отпуск. Ничего заранее не известно — где будем отдыхать, как и с кем. Все решится по ходу дела. Зато потом бывает столько приключений и столько воспоминаний, что хватит на целую книгу. Даже на две. Одну — веселую пьесу, другую — с элементами триллера. Первую могли бы написать взрослые, другую — дети. Потому что не все, что является весельем в нашем представлении, бывает забавным и для наших детей.
Планируйте отдых с детьми, учитывайте их мнение. И обязательно дозируйте впечатления. Даже хорошее может быть во вред, если его слишком много.
Дети приветствуют то, что доступно их осознанию, укладывается в их представление о мире. Ребенок может радоваться семейному карнавалу с переодеваниями и раскрашиванием лиц — но только в том случае, если это происходит дома. Если все в таком виде пойдут на улицу, его это может довести до паники. Ведь тут будут и другие люди, которые не являются участниками и реагируют по-разному. Особенно такие переживания близки тревожным детям, которые и без того часто переживают за родителей. Слишком яркий отдых, со множеством событий и впечатлений, тоже может утомлять и тревожить.
Иногда до такой степени, что дети перестают любить праздники. Что это за отдых, если он тяжелее будней? Во взрослом возрасте люди бывают склонны к уединению, к занятиям тихим и спокойным. Некоторые вообще не могут организовать свой отдых — ведь у них нет в этом деле никакого опыта. Их никогда не спрашивали, чем бы они хотели заняться.