Нейропсихолог о школьных временах СССР.

Нейропсихолог о школьных временах СССР.

16.02.2022 Barbara
Источник:
Getty Images

«В помощи сыну с уроками нуждается Витя», — говорит мама ученика третьего класса. «Мы вместе разбираем домашнее задание, и я рядом сижу, чтобы он не отвлекался при выполнении письменных работ. А творческие задания иногда выполняю сама: после русского, математики, английского, кружков у ребенка просто нет сил для поделок, например, ракеты».

Психологи отмечают: современная школа, особенно начальная, – большая нагрузка не только для детей, но и для родителей. В каждом случае встает вопрос: ребенку нужна помощь, но ему нужно учиться справляться самостоятельно.

Екатерина КаширскаяПсихология, нейропсихология

Специалист по детской психологии, руководитель издательства «Пешком в историю».

Родители начинают помогать детям с домашними заданиями не потому, что плохие. Обучение часто бывает чрезмерно интенсивным: многим детям тяжело после школы и занятий заниматься до 10 вечера. Когда родители понимают, что пора спать, а половина уроков осталась не сделана, помощь выходит за рамки допустимого.

Эксперт подчеркивает: таким родителям не за что себя винитьВ большинстве случаев пассажиры этого судна составляют именно вы.

Школьная программа сложна, плюс ко всему большая часть детей поступает в школу в возрасте 6,5-7 лет, — заявляет Екатерина Каширская. В советские времена дети начинали обучение ближе к 8 годам, а школьная программа была проще, нагрузка меньше. Год в этом возрасте большая разница. Никто раньше не требовал от детей умения читать. Сейчас ребенок, который к первому классу не умеет читать — редкость. Начальное обучение этому навыку начинается еще в детских садиках. Жизнь ребенку этот навык не облегчает. Мало кто быстро осваивает чтение и уже в 5 лет сам читает с удовольствием.

Источник:
Getty Images

Шаг первый: визуализируем план

Взрослые чаще всего хранят информацию о своих делах в памяти, но из-за этого часто что-то забывают и используют вспомогательные средства: приложения и ежедневники. Дети же нередко не имеют чёткого плана действий в своей голове.

«Необходимо составлять план на каждый день: что и в каком порядке будем делать вечером, завтра и далее — говорит нейропсихолог. Например, сегодня вторник. На завтра нужно сделать уроки по расписанию, а еще есть домашнее задание на урок в четверг, нужно решить, когда лучше его выполнить. Можно завтра, но завтра тренировка, времени будет мало. Так что лучше сегодня. Все эти моменты проговариваем вслух и записываем. Внешнее планирование пригодится и во взрослой жизни».

Важным в работе с бумагой является отмечать завершенные пункты плана: собрал ранец — жирно вычеркнул пункт, сделал упражнение по русскому — тоже вычеркнул. Зрительная опора: какой объем работы уже выполнен, а сколько еще осталось, всегда должна сохраняться. Это действует против тревожности и стресса.

С первого раза добиться результата вряд ли удастся. Нужно искать удобный распорядок дня, пробовать разные варианты. Один ребенок не сможет делать уроки на голодный желудок, ему нужно перекусить заранее. Другой же становится сонным и ленивым после еды, поэтому сначала лучше заниматься. В целом правило такое: время для учебы должно приходить после отдыха.

Шаг второй: приучаем к самостоятельности

Когда ребёнок освоил планирование, стоит ему понемногу расширить возможности. Не нужно его постоянно контролировать.

Прочитали условия задачи совместно, уточнили у ребёнка, понятен ли вопрос. В случае понимания предложили работать самостоятельно. При непонимании необходимо выяснить причину затруднений с темой.

Если мама беспокоится слишком сильно, то может предложить ребенку выполнить задание в черновике. Однако эксперт не советует этим злоупотреблять и сразу же не начинать проверять выполненные работы. Желательно, чтобы сначала ребенок сам себя проверил. Затем уже взрослый может подключиться и указать на пропущенные огрехи.

Когда ребёнок допускает множество ошибок, черновик служит полезным инструментом. В случае же с одной или двумя ошибками затраченные силы на создание дополнительного варианта оказываются излишними.

Шаг третий: не забываем радоваться

Возможно, кажется странным, но стоит праздновать каждый завершенный этап — за то, что это сделано!

«Важно воспитывать в детях умение ценить положительные результаты своей работы. Ребенку нужно ощущать, что хорошо поступил, ведь он завершил задание, пусть и не без усилий, а это уже достижение!»

В эфире «Детского радио» можно услышать еще больше интересных и полезных передач. Каждый родитель желает знать».