Не разговаривай с незнакомцем и другие правил безопасности для ребенка

Не разговаривай с незнакомцем и другие правил безопасности для ребенка

16.07.2023 Barbara
«Не разговаривай с незнакомцем» и другие правил безопасности для ребенка
Источник:
Legion Media

Вместе с теплой погодой, которая наконец-то установилась после долгого межсезонья, у родителей появился новый повод для беспокойства: дети стали больше гулять на улице, и снова активизировались преступники. В сводках новостей регулярно появляется информация об очередном «странном» взрослом, который оказался на детской площадке, или преследовании школьников, насилии, пропаже. Доверчивые и наивные, дети легко ведутся на уловки злоумышленников. В группе риска — дошкольники, оказавшиеся без просмотра родителей.

Считается, что ребенок готов к самостоятельным прогулкам в 7-8 лет. По словам психолога Марии Макухиной, в этом возрасте у него уже достаточно развит самоконтроль, появляется понимание связей между поступками  и их последствиями, чего у дошкольника еще нет, он знает базовую информацию, которая поможет ему, если он потеряется (свой адрес, номера телефонов родителей). Но иногда этого недостаточно, и дети все равно попадаются на коварные ловушки, расставленные преступниками.

Мы попросили эксперта рассказать, как родителям научить ребенка защитить себя в опасной ситуации, когда рядом нет мамы и папы.

— Проводилось много экспериментов, в которых взрослый человек уговаривал чужих детей пойти с ним, обещая показать щенка, угостить конфетой, отвести к маме и так далее. Результаты получились удручающие: 9 из 10 детей верили незнакомцу и соглашались пойти с ним, несмотря на все предостережения родителей. 

Из этого следует вывод, что запреты мамы и папы не всегда работают. С ребенком нужно держать ухо востро и стараться не просто его инструктировать, а развивать в нем такие качества, как самоконтроль, логическое мышление, способность к анализу и саморегуляцию. Этому способствуют навыки самообслуживания (не делайте за него то, что он может сделать сам), активное поощрение его самостоятельности в разных областях, даже если результат получается совсем не идеальный.

Очень важно с детства учить ребенка критическому мышлению, умению анализировать события и принимать правильное решение в нестандартной ситуации. Потому что преступники, заманивая ребенка, редко применяют силу, они действуют изощренно, «играя» на детских интересах, природной любознательности ребенка, его доброте и отзывчивости. Давайте разберем на конкретных примерах, какие бывают опасные сценарии и как нужно ребенку себя вести.

«Не разговаривай с незнакомцем» и другие правил безопасности для ребенка
Источник:
Legion Media

Какие ловушки обычно используют злоумышленники?

Ситуация 1. На улице или в торговом центре женщина с малышом на руках просит чужого ребенка о помощи, и для этого ему нужно куда-то с ней пойти.

Чему научить ребенка? Родители должны объяснить ребенку, что, если взрослый человек просит его о помощи, — это «красный флаг», сигнал об опасности. Нужно разворачиваться и бежать от него со всех ног, не вступая ни в какой контакт. Если о помощи ребенка просит сверстник, нужно узнать, что случилось, проанализировать ситуацию. И действовать по обстоятельствам: позвонить в экстренную службу и/или своим родителям, чтобы рассказать им о происходящем. И ни в коем случае никуда ни с кем не идти!

Ситуация 2. Незнакомый взрослый гуляет на улице с щенком или держит на руках котенка и невзначай предлагает пойти с ним, чтобы посмотреть на других щенков. Для ребенка домашние питомцы, как правило, мощный триггер, он импульсивно на них реагирует и может забыть о предосторожностях, которым его учили мама и папа. 

Чему научить ребенка? Ребенок должен знать, что общаться, вступать в контакт с незнакомыми взрослыми нельзя (не считая случая, когда мама с малышом на детской площадке просит обменять формочку на совок). 

«Не разговаривай с незнакомцем» и другие правил безопасности для ребенка
Источник:
Pinterest

Ситуация 3. Взрослый схватил ребенка за руку и куда-то тащит.

Чему нужно научить ребенка? Эта ситуация напрямую связана с понятием телесных границ. Если мы хотим, чтобы ребенок понимал свои границы и знал, как с ним нельзя обращаться, мы, мамы и папы, тоже не должны эти границы нарушать: нельзя ребенка против его воли целовать, обнимать, гладить. Если он не хочет, например, обнять бабушку, мы его не заставляем, даже если «бабушка обидится». Это же касается и других проявлений внимания к ребенку, например, щекотки. Когда малыш пытается оттолкнуть взрослого, а тот продолжает его тискать. И медицинские манипуляции с удержанием — это тоже нарушение телесных границ ребенка. 

С самых малых лет мы должны убедить ребенка в том, что он может отвергнуть физический контакт, если он ему неприятен. И вообще сказать «нет» — например в ситуации, когда просят поделиться игрушками.

Конечно, нужно рассказывать малышу, что делиться хорошо и правильно, но у него должно быть право отказаться. Это возможность лишний раз попрактиковаться в установке своих границ. Чем лучше ребенок будет понимать и чувствовать свои границы, тем выше вероятность, что в экстремальной ситуации он закричит, вырвет руку, убежит.

Ситуация 4. Взрослый выдает себя за друга (коллегу) родителей и настаивает на каком-то действии: «Твой папа попросил тебя привести».

Чему научить ребенка? Очень важно иметь с ребенком связь (телефон или умные часы), чтобы в любой странной ситуации он мог связаться с вами и рассказать, что происходит. Например, если незнакомый взрослый говорит, что он папин друг и что папа просил его о чем-то, нужно отойти в сторону, позвонить папе и выяснить, посылал ли он кого-нибудь за сыном или дочерью.

Ситуация 5. К ребенку подошел «полицейский» и велит идти за ним.

Чему научить ребенка? Отличать полицейских от других людей в форме: показать ему отличительные знаки, рассказать, что у полицейского на поясе пистолет или дубинка и т.д.

«Не разговаривай с незнакомцем» и другие правил безопасности для ребенка
Источник:
Pinterest

Что еще объяснить ребенку?

  • Как известно, человек реагирует на опасность одним из трех способов: «бей», «беги» или «замри». Нужно постараться приучить ребенка в опасной ситуации переключаться в режим «беги».

  • Перед тем как ребенок пойдет на прогулку, уточните место, где он будет находиться и с кем из друзей планирует общаться в это время. Заранее обговаривайте маршруты из школы домой, на секцию или любого другого места.

  • Что делать ребенку, если он попал в опасную ситуацию, а вокруг никого нет? Здесь поможет телефон с номерами родителей, близких родственников, экстренной службы или «умные» часы с тревожной кнопкой, GPS-метка в кармане верхней одежды. И ребенку нужно постараться добежать туда, где много людей: в магазин, аптеку.

  • Чтобы лучше донести до малыша правила безопасности, можно читать с ним книжки на эту тему, смотреть мультфильмы, проигрывать опасные ситуации на игрушках, сочинять сказки, в которых в такие ситуации попадают герои. До младшего школьного возраста правила усваиваются только через игру: бесполезно «давить» на сознательность, требовать от ребенка осознания на интеллектуальном уровне.


Источник