Нарушения когнитивных функций указывают на существенное нарушение работы мозга. Больные испытывают трудности с адаптацией к обычной жизни и нуждаются в постоянной поддержке окружающих.
Что такое когнитивные нарушения
Когнитивные функции — это важное звено в работе нервной системы, отвечающей за то, как мы воспринимаем, понимаем и перерабатываем информацию, которая постоянно поступает к нам из окружающей среды.

При сбоях данных функций человек зачастую не способен к самодостаточному и полноценному существованию из-за возникновения проблем с…
- Память пострадала. Информация усваивается недостаточно или совсем не сохраняется, больной не может вспомнить полученную информацию.
- Обратите внимание: сконцентрироваться становится трудным, выделять главное невозможно.
- Аналитические способности и умение делать выводы ухудшаются.
- В сложных ситуациях пациент полностью игнорирует поступающие сигналы из окружающей среды и не способен идентифицировать объекты по внешнему виду или осязанию.
- Снижается способность к выполнению усвоенных действий (рисованию, письму, чистке зубов, вождению, катанию на велосипеде или коньках).
- Болезнь нарушает четкость речи. Человек теряет возможность ясно формулировать слова и строить предложения.
Жизнь пациентов с таким диагнозом часто оставляет желать лучшего.
Степени расстройства



Типы нарушений разделяют на три группы по уровню серьезности.
- В состоянии лёгкой формы наблюдается снижение памяти и концентрации внимания. Человек может забывать расположение своих вещей, испытывать трудности с поиском слов во время разговора, а также ощущать дискомфорт в непривычной обстановке. Умственные нагрузки быстро вызывают усталость. Это незначительно сказывается на профессиональной и социальной деятельности, но больной всё ещё способен самостоятельно осуществлять уход за собой.
- При умеренном проявлении заболевания ухудшаются два-три когнитивных процесса. Человек часто забывает информацию, теряется в знакомых местах, умственная деятельность затруднена. Такой больной нуждается в посторонней помощи из-за постоянных трудностей даже с выполнением повседневных дел.
- Эта стадия тяжела и носит название деменции. Пациент полностью теряет ориентировку во времени, помнит малое и не может даже заботиться о себе. Без постоянной помощи извне не обойтись. В запущенных случаях пациент утрачивает все психомоторные навыки и речь. Часто развивается после инсульта. Особое внимание заслуживает сосудистая деменция, причиной которой являются поражения сосудов в головном мозге.
Определить тяжесть болезни сможет лишь специалист.
Причины возникновения



Возникновение синдрома когнитивных нарушений можно объяснить двумя основными группами причин.
- Функциональные состояния возникают при отсутствии непосредственного повреждения мозга. Стресс, переутомление, негативные эмоции могут спровоцировать подобное состояние у детей, подростков, молодежи и пожилых людей. Такое состояние не всегда представляет опасность; достаточно устранить причину, чтобы все восстановилось. В некоторых случаях требуется прием легких лекарственных препаратов.
- Организмов всегда приводят к одной причине — поражению головного мозга. Список болезней, вызывающих такое состояние, обширен: инсульт, атеросклероз, гипертония, опухоли, рассеянный склероз. В группе риска находятся люди, злоупотребляющие лекарствами, алкоголем, наркотиками. Нарушения могут спровоцировать травмы головы, сахарный диабет, печеночная и почечная недостаточность, гипотериоз, болезни Паркинсона и Альцгеймера. Эти болезни чаще встречаются у пожилых людей. Но своевременное лечение помогает добиться заметной ремиссии даже в тяжелых случаях.
Появление когнитивных нарушений у детей обусловлено различными факторами, такими как родовые травмы, дефицит витаминов, недостаток кислорода, внутриутробные инфекции.
Симптомы и признаки синдрома
Проявления болезни разнообразны и зависят от места поражения и силы его проявления.
В случае заболеваний сосудов головного мозга страдают разные области одновременно.



Распространенные симптомы:
- Памяти подрывается резко. Сначала человек вспоминает плохо последние события, а потом уже старые тоже исчезают из памяти.
- Снижение концентрации внимания.
- Поступление информации, будь то речь или текст, для человека становится сложным процессом. Выделение основного содержания и формулирование выводов затруднено.
- Ориентация теряется при пребывании в непривычной местности.
- Отсутствие критики собственных действий, которые зачастую кажутся неуместными.
- Повышенная утомляемость.
У детей наблюдаются специфические симптомы. Такой малыш отличается повышенной активностью, не может сосредоточиться, часто беспокоится, имеет отклонения в поведении, испытывает трудности с чтением и письмом.
Выявление когнитивных нарушений
Лучше приходить на прием к больному с родственником. В этом случае вся информация, которую пациенту трудно вспомнить, будет полезна. Доктор обязательно спросит о принимаемых лекарствах, вредных привычках, травмах и наследственности.

Невролог и психиатр осмотрят пациента после сбора всей имеющейся информации.
Больному предстоит пройти тесты – комплекс упражнений для оценки состояния памяти, восприятия, речи, ориентировки в пространстве и времени. Пациенту дадут задачи по воспроизведению слов, изображений, выполнению определенных действий. В некоторых случаях применяют шкалу mmse – перечень вопросов для определения уровня функционирования памяти, восприятия, речи, ориентировки во времени и пространстве. Ее используют не только для постановки диагноза, но и для контроля эффективности лечения. Часто назначают также лабораторные и аппаратные исследования.
Лечение у детей и взрослых
Больным будет полезно заниматься деятельностью, развивающей мелкую моторику: вязанием, вышивкой, бисероплетением, рисованием. Разгадывание кроссвордов, даже простых, хорошо тренирует мозг.



При наличии легких симптомов расстройства у взрослого человека можно начинать прием «Глицина» и витаминов. Посетить врача не стоит откладывать, так как специалист может назначить более сильные препараты – «Кавинтон», «Цераксон», «Ноотропил» для коррекции патологий.
Для пациентов с тяжелой формой деменции назначают «Галантамин», «Донепезил» и «Мемантин».



Лечение детей должно быть комплексным и включать как медикаментозные, так и другие виды терапии. Чаще всего применяют ноотропы («Пирацетам», «Энцефабол»), которые повышают работоспособность центральной нервной системы. Это улучшает внимание, интеллектуальную деятельность, речь и память. Важны также занятия по психотерапии.
Профилактика
Возникшие нарушения могут повторяться после успешного лечения.



Чтобы избежать ухудшения своего состояния, следует последовать этим простым рекомендациям.
- регулярно принимать назначенные препараты;
- Тренируйте память и внимание с помощью кроссвордов, рисования и запоминания стихов наизусть.
- Снижать уровень стресса, поддерживать спокойствие.
- заниматься несложным видом спорта;
- Взаимодействовать с интересными личностями, избегать самоизоляции.
- Для правильного составления рациона питания особенно подходит средиземноморская диета.
Нарушения когнитивных функций представляют собой серьёзную проблему. Следует предпринимать все усилия для предотвращения её ухудшения.