Нарушения когнитивных функций: определение, проявления и терапия у детей и взрослых

Рубрики:

Нарушения когнитивных функций указывают на существенное нарушение работы мозга. Больные испытывают трудности с адаптацией к обычной жизни и нуждаются в постоянной поддержке окружающих.

Что такое когнитивные нарушения

Когнитивные функции — это важное звено в работе нервной системы, отвечающей за то, как мы воспринимаем, понимаем и перерабатываем информацию, которая постоянно поступает к нам из окружающей среды.

При сбоях данных функций человек зачастую не способен к самодостаточному и полноценному существованию из-за возникновения проблем с…

  1. Память пострадала. Информация усваивается недостаточно или совсем не сохраняется, больной не может вспомнить полученную информацию.
  2. Обратите внимание: сконцентрироваться становится трудным, выделять главное невозможно.
  3. Аналитические способности и умение делать выводы ухудшаются.
  4. В сложных ситуациях пациент полностью игнорирует поступающие сигналы из окружающей среды и не способен идентифицировать объекты по внешнему виду или осязанию.
  5. Снижается способность к выполнению усвоенных действий (рисованию, письму, чистке зубов, вождению, катанию на велосипеде или коньках).
  6. Болезнь нарушает четкость речи. Человек теряет возможность ясно формулировать слова и строить предложения.

Жизнь пациентов с таким диагнозом часто оставляет желать лучшего.

Степени расстройства

Типы нарушений разделяют на три группы по уровню серьезности.

  1. В состоянии лёгкой формы наблюдается снижение памяти и концентрации внимания. Человек может забывать расположение своих вещей, испытывать трудности с поиском слов во время разговора, а также ощущать дискомфорт в непривычной обстановке. Умственные нагрузки быстро вызывают усталость. Это незначительно сказывается на профессиональной и социальной деятельности, но больной всё ещё способен самостоятельно осуществлять уход за собой.
  2. При умеренном проявлении заболевания ухудшаются два-три когнитивных процесса. Человек часто забывает информацию, теряется в знакомых местах, умственная деятельность затруднена. Такой больной нуждается в посторонней помощи из-за постоянных трудностей даже с выполнением повседневных дел.
  3. Эта стадия тяжела и носит название деменции. Пациент полностью теряет ориентировку во времени, помнит малое и не может даже заботиться о себе. Без постоянной помощи извне не обойтись. В запущенных случаях пациент утрачивает все психомоторные навыки и речь. Часто развивается после инсульта. Особое внимание заслуживает сосудистая деменция, причиной которой являются поражения сосудов в головном мозге.

Определить тяжесть болезни сможет лишь специалист.

Причины возникновения

Возникновение синдрома когнитивных нарушений можно объяснить двумя основными группами причин.

  1. Функциональные состояния возникают при отсутствии непосредственного повреждения мозга. Стресс, переутомление, негативные эмоции могут спровоцировать подобное состояние у детей, подростков, молодежи и пожилых людей. Такое состояние не всегда представляет опасность; достаточно устранить причину, чтобы все восстановилось. В некоторых случаях требуется прием легких лекарственных препаратов.
  2. Организмов всегда приводят к одной причине — поражению головного мозга. Список болезней, вызывающих такое состояние, обширен: инсульт, атеросклероз, гипертония, опухоли, рассеянный склероз. В группе риска находятся люди, злоупотребляющие лекарствами, алкоголем, наркотиками. Нарушения могут спровоцировать травмы головы, сахарный диабет, печеночная и почечная недостаточность, гипотериоз, болезни Паркинсона и Альцгеймера. Эти болезни чаще встречаются у пожилых людей. Но своевременное лечение помогает добиться заметной ремиссии даже в тяжелых случаях.

Появление когнитивных нарушений у детей обусловлено различными факторами, такими как родовые травмы, дефицит витаминов, недостаток кислорода, внутриутробные инфекции.

Симптомы и признаки синдрома

Проявления болезни разнообразны и зависят от места поражения и силы его проявления.
В случае заболеваний сосудов головного мозга страдают разные области одновременно.

Распространенные симптомы:

  1. Памяти подрывается резко. Сначала человек вспоминает плохо последние события, а потом уже старые тоже исчезают из памяти.
  2. Снижение концентрации внимания.
  3. Поступление информации, будь то речь или текст, для человека становится сложным процессом. Выделение основного содержания и формулирование выводов затруднено.
  4. Ориентация теряется при пребывании в непривычной местности.
  5. Отсутствие критики собственных действий, которые зачастую кажутся неуместными.
  6. Повышенная утомляемость.

У детей наблюдаются специфические симптомы. Такой малыш отличается повышенной активностью, не может сосредоточиться, часто беспокоится, имеет отклонения в поведении, испытывает трудности с чтением и письмом.

Выявление когнитивных нарушений

Лучше приходить на прием к больному с родственником. В этом случае вся информация, которую пациенту трудно вспомнить, будет полезна. Доктор обязательно спросит о принимаемых лекарствах, вредных привычках, травмах и наследственности.

Невролог и психиатр осмотрят пациента после сбора всей имеющейся информации.

Больному предстоит пройти тесты – комплекс упражнений для оценки состояния памяти, восприятия, речи, ориентировки в пространстве и времени. Пациенту дадут задачи по воспроизведению слов, изображений, выполнению определенных действий. В некоторых случаях применяют шкалу mmse – перечень вопросов для определения уровня функционирования памяти, восприятия, речи, ориентировки во времени и пространстве. Ее используют не только для постановки диагноза, но и для контроля эффективности лечения. Часто назначают также лабораторные и аппаратные исследования.

Лечение у детей и взрослых

Больным будет полезно заниматься деятельностью, развивающей мелкую моторику: вязанием, вышивкой, бисероплетением, рисованием. Разгадывание кроссвордов, даже простых, хорошо тренирует мозг.

При наличии легких симптомов расстройства у взрослого человека можно начинать прием «Глицина» и витаминов. Посетить врача не стоит откладывать, так как специалист может назначить более сильные препараты – «Кавинтон», «Цераксон», «Ноотропил» для коррекции патологий.

Для пациентов с тяжелой формой деменции назначают «Галантамин», «Донепезил» и «Мемантин».

Лечение детей должно быть комплексным и включать как медикаментозные, так и другие виды терапии. Чаще всего применяют ноотропы («Пирацетам», «Энцефабол»), которые повышают работоспособность центральной нервной системы. Это улучшает внимание, интеллектуальную деятельность, речь и память. Важны также занятия по психотерапии.

Профилактика

Возникшие нарушения могут повторяться после успешного лечения.

Чтобы избежать ухудшения своего состояния, следует последовать этим простым рекомендациям.

  • регулярно принимать назначенные препараты;
  • Тренируйте память и внимание с помощью кроссвордов, рисования и запоминания стихов наизусть.
  • Снижать уровень стресса, поддерживать спокойствие.
  • заниматься несложным видом спорта;
  • Взаимодействовать с интересными личностями, избегать самоизоляции.
  • Для правильного составления рациона питания особенно подходит средиземноморская диета.

Нарушения когнитивных функций представляют собой серьёзную проблему. Следует предпринимать все усилия для предотвращения её ухудшения.