Такие ребятишки есть в каждом коллективе. В детском саду, в школе, они держатся особняком. Кто-то воспринимает такого ребенка гордецом, кто-то трусом, кто-то сразу начинает ставить неприятный диагноз. Но первое, что нужно сделать — понять, что на самом деле происходит: стесняется он, боится или просто у него такой характер?
А не слишком ли он мал?
Если вам кажется, что ваш малыш застенчив, в первую очередь, делайте скидку на возраст. Если он еще не умеет говорить, ему очень трудно общаться и тем более играть со сверстниками. Он еще не познал все свои эмоции, а тут еще надо догадываться о значении чужой мимики и жестов.
До полутора лет
Он может улыбаться, делиться игрушками, просить их — у других детей. Но при этом не обращать внимания на того, кто к нему обращается, отвечать невпопад, вообще отворачиваться. В этом случае надо попытаться объяснить ребенку, что происходит, или помочь ему преодолеть барьер, разделяющий его с потенциальным товарищем по игре.
Ближе к двум годам
Ситуация значительно меняется в лучшую с точки зрения коммуникабельности сторону. Если ребенок хочет пообщаться с кем-то из детей, он сначала наблюдает за ним и подстраивается под него. Так дети начинают играть вместе: они одновременно делают одно и то же. Это уже прогресс, но и такое общение еще нельзя назвать полноценным.
Но не стоит надеяться, что в два года ваш ребенок способен самостоятельно знакомиться и играть. Конечно, вы можете в качестве эксперимента оставить его на площадке с другими детьми, но они просто будут играть рядом. В этом возрасте дети могут взаимодействовать друг с другом только при содействии взрослых.
2,5-3 года
Только к этому возрасту ребенок начинает по-настоящему играть со другими детьми. Но и там ему бывает необходима ваша помощь и участие. Маленьким детям трудно постичь различия друг между другом, поэтому, если ребенок в этом возрасте сторонится незнакомых взрослых или детей — это не обязательно говорит о его застенчивости. Наоборот, это может означать, что он внимателен и разборчив, а его сдержанность свидетельствует о его способности различать «своих» и «чужих», особенно если в семейном кругу он ведет себя активно и общается с близкими легко и радостно.