Мой ребенок не любит сказки

Мой ребенок не любит сказки

31.10.2019 Marina
Мой ребенок не любит сказки

Родителей такая ситуация тревожит. Ведь сказки – это не просто детское развлечение. Это своего рода обязательная программа. Как, например, игра в «ку-ку». Взрослые иногда из сил выбиваются, десятки раз подряд проделывая ряд известных манипуляций, придумывают самые разные способы от этой игры отвлечь – а будут ли они рады, если ребенок сам от «ку-ку» откажется? Представьте, что подходите вы к маленькому ребенку, закрываете себе глаза руками, радостно кричите «ку-ку», потом руки убираете… А ребенок как сидел, так и сидит. Только недоуменно смотрит и продолжает заниматься своими делами. Большинство родителей тут же потрогают лоб и спросят у бабушки, чем она во время их отсутствия ребенка кормила. Потому что все, абсолютно все дети, начиная примерно с семи месяцев и до года, игру эту очень любят и добровольно от нее не отказываются. Со сказками – то же самое. С одной стороны, читать каждый день бывает утомительно – тем более что часто дети требуют одну и ту же, да еще и по нескольку раз. С другой, все понимают, что это вполне нормально. А вот если ребенок не только не просит, но и напрямую отказывается сказку слушать, если никакого интереса к судьбам сказочных героев не проявляет, если согласен засыпать просто так – лишь бы ему не читали сказок, вот это кажется неправильным. Все любят, а он почему нет?

Всё не просто так

И любовь, и нелюбовь к сказкам проявляются по-разному. Одному ребенку нужно, чтобы читали или рассказывали только вечером. Чтобы это был своего рода ритуал отхода ко сну. Сказка в этом случае выступает как средство успокоения, помогает отойти от событий дня, перестроиться с активности на отдых. Ребенку в этом случае может быть даже не важно, что именно слушать, – подойдет любая история, прочитанная тихим голосом, с ответствующими интонациями. Другому важно, чтобы сказка читалась активно – с изображением всех героев, с участием самого ребенка. «И тут пришел Иван-царевич, такой же сильный, как наш Вадик, и всех победил. Как он махал волшебным мечом?» В этом случае сказка выполняет иные, активизирующие функции, дает возможность ребенку представить себя сказочным героем, перенять желаемые качества. Конечно, о многом может рассказать привязанность к одной и той же сказке, когда зачитанную до дыр, с отклеивающимися листочками, книгу ребенок просит читать снова и снова, не отступая от содержания ни на одно слово. В этом случае через сказку ребенок решает какие-то свои внутренние проблемы. Видимо, именно в этой истории есть ответы на вопросы, которые сам для себя он разрешить еще не может. Поэтому сюжет так близок и понятен. А иногда сказки бывают способом получить эмоции. Ведь сказка – это всегда волшебство, соединение реального и фантастического, страшного и радостного. Дети, которые любят сказки за это их качество, сами делают «заявку» на желаемый эффект. Говорят: «Почитай что-нибудь смешное» или, например, «Давай пострашнее». В общем, для любви к сказкам всегда есть особые причины. Но тогда получается, что ребенок, который их не любит, просто не имеет такой потребности? То есть он всегда спокоен, всегда уверен в себе, у него нет никаких переживаний и эмоций у него в обычной жизни достаточно? На самом деле это не так. Для явной нелюбви тоже есть причины более глубокие. Поэтому важно понять, что именно ребенку не нравится, как проявляется его нелюбовь.

Мой ребенок не любит сказки

Скучное занятие

«Алене 4 года. Она живая, подвижная девочка, ходит в садик, на плавание, занимается спортивными танцами. Такие нагрузки не столько наше желание, сколько необходимость. Слишком уж много у ребенка энергии – по вечерам, если не устала, весь дом вверх дном переворачивает. Правда, в последнее время думаем, что, может, переборщили мы со спортом. Никакие другие занятия, кроме подвижных, она теперь вообще не признает. Слушать сказки ее можно заставить только силой, и то она будет просто сидеть со скучающим видом, а не слушать. Даже воспитатели жалуются на проблемы с ее вниманием». Самая частая причина нелюбви к сказкам и чтению вообще – неумение слушать. Ребенку бывает трудно воспринимать устный текст. Это легко заметить по его мимике. Нет эмоции заинтересованности, вовлеченности. Сидит, скучает, думает о чем-то своем. Конечно, такое может быть, если сказка ему просто не по возрасту. Тогда нельзя сказать, что ребенок вообще не может слушать, – он просто избирательно к этому занятию подходит. Если же такая ситуация наблюдается всегда и с возрастом, ближе к трем-четырем годам, почти не меняется, то, возможно, дело в нарушении внимания. Нежелание (даже невозможность) просто сидеть и слушать чтение часто бывает первым признаком синдрома дефицита внимания. Другие проявления в силу возраста могут быть еще незаметны. Однако иногда дело не в отсутствии внимания как такового, а в том, что именно чтение или рассказывание не вызывает интереса. Так бывает у детей, которые ведут слишком активный, насыщенный образ жизни. Родители предлагают им слишком много занятий, развлечений, общения, так что простое просушивание их уже не увлекает. Или же, наоборот, ребенок слишком много времени проводит сам по себе, просто под присмотром, находит себе развлечения в виде телевизора, компьютера, осваивает технические игровые новинки. Конечно, его сказками тоже будет не увлечь. Ведь мир, к которому он уже привык, гораздо более красочный, яркий, и волшебства в нем хватает. Но родители делают большую ошибку, если решают, что так и должно продолжаться дальше. Научить слушать устный текст очень важно. У ребенка происходит становление и развитие внимания, а умение воспринимать на слух – одна из его основ. Обязательно читайте или рассказывайте ребенку сказки, даже если вам кажется, что особой необходимости в этом нет и что он прекрасно развивается и так. Берите не очень длинные истории или устраивайте перерывы, если чувствуете, что внимание уже рассеивается. И обязательно подбирайте то, что соответствует возрасту.

Это нереально

Если ребенок не любит никаких волшебных сказок – где есть превращения, нелогичные события, фантазийные герои, то не настаивайте. Есть ведь сказки и рассказы про животных, природу, детей нашего, реального мира.

Очень страшные сказки

«Я очень любила сказки в детстве, люблю их и сейчас. У меня целая коллекция книг – красочных, красиво оформленных. Конечно, я думала, что и дети унаследуют мою любовь, поэтому читать им начала чуть ли не с рождения. Дочка слушала охотно, хотя и не с таким восторгом. А вот сыну привить любовь к сказкам у меня так и не получилось. Не нравилось ему это занятие. Как только немного подрос, сам так и говорил: «Ничего мне не рассказывай». А если в садике читали, то говорил: «Заставляли слушать». Однажды пожаловался, что читали очень страшную сказку «про битое стекло». Я стала выяснять, что же это было. Оказалось – про Спящую царевну. Это же моя любимая! Ее я много раз читала детям. Ну да, там зеркало разбилось. Но сказка ведь не об этом. И, по-моему, это совсем не делает ее страшной»…

Наше восприятие и память во многом остаются загадками. Не всегда можно понять, почему пугает то, что всем кажется смешным? Даже взрослый не всегда в состоянии развернуть клубок своих впечатлений и воспоминаний, понять свое бессознательное. Ребенку это сделать невозможно. Бывает, что дети плачут, слыша песню из мультфильма. Бывает, что ни на шаг не подпускают к себе клоуна или героя какой-нибудь сказки – даже когда вполне понимают, что это просто костюмы. В сказках тоже есть много ситуаций, которые кажутся большинству людей незначительными, но вызывают ужас у того или иного ребенка. Ребенок может зафиксироваться на моменте смерти героя, даже если знает, что все закончится хорошо (есть ведь живая и мертвая вода!). Может пугаться описания вида Бабы-яги, может переживать, слушая о том, как детей отправляют в лес. И, конечно, эффект усилится, если родители (из поучительных соображений или из желания добавить яркости повествованию) сами делают сказку еще страшнее: понижают или искажают голос, активно выделяют страшные моменты мимикой. Для детей, склонных к страхам, это бывает самым настоящим стрессом. «Ненавижу сказку про Хаврошечку. Никогда не читаю ее детям, потому что до сих пор остались какие-то неприятные воспоминания. Там есть описания сестер – Одноглазки, Двуглазки, Трехглазки. Так вот, бабушка, когда мне читала, так все это изображала, что я просто цепенела. А потом еще ходила за бабушкой и следила, не превращается ли она в кого-нибудь». Конечно, больше страхов у детей чувствительных, ранимых, пугливых. Но в зависимости от обстоятельств, от семейной ситуации неприятные ассоциации могут возникать у любого ребенка. Стоит быть внимательнее к эмоциям детей, чтобы избежать дополнительных переживаний. Если ребенок не любит никаких волшебных сказок – где есть превращения, нелогичные события, фантазийные герои, то и не настаивайте. Есть ведь сказки и рассказы про животных, природу, про детей нашего, реального мира.

Больное место

«…В книге сказок нет листа. Говорю сыну: «Ладно, я и так помню, этот листок тебе перескажу». А он отвечает: «Не надо, читай то, что осталось». Я даже не обратила на это внимания, вспомнила ситуацию позже, через несколько недель. Услышала в садике, как его дразнят. Он же у меня рыжий, просто огненного цвета, и дети, конечно, обращают на это внимание. Я его успокаивала, пока шли домой. И тут поняла, какого листа нет в книге, – листа, где все издеваются над Гадким утенком. Видимо, ребенок очень переживает – лишних напоминаний не хочет». Все по-разному переживают свои проблемы – и взрослые, и дети. Кому-то нужно несколько раз все рассказать, поплакать, кто-то, наоборот, уходит в себя. Некоторые дети, переживая, «привязываются» к одной и той же сказке, другие стараются избегать любого напоминания о проблеме. Считается, что первый способ лучше. Он помогает отреагировать эмоционально, пережить ситуацию на новом уровне. Однако избавляться от проблемы в принудительном порядке, конечно, нельзя. Заставлять ребенка слушать то, что ему неприятно, еще и говорить при этом: «У тебя тоже так бывает» − не очень гуманно. Рассказывайте сказку так, как он об этом просит. А еще сочините вместе свою, новую. Такую, чтобы болезненная тема решалась более подходящим для ребенка способом.