Миф № 2:
Монтессори придумала свою методику воспитания и развития для детей с отклонениями, поэтому здоровым малышам эти принципы не подходят
Детьми с отклонениями в умственном развитии Мария Монтессори занималась до 1901 года, а все остальное время, до самой своей смерти в 1952 году, она работала со здоровыми малышами. Но дело не в одних хронологических выкладках. Однажды группа отсталых детей, находящихся под педагогической опекой Марии Монтессори, сдавала экзамены в римской гимназии в присутствии министра образования Италии. Когда они показали блестящие результаты, чиновник пришел в восторг и с удивлением спросил: «Что вы делаете такого, что идиоты оказываются умнее обычных детей?» На что Монтессори тут же возразила: «Это вы должны подумать о том, что вы делаете такого с нормальными детьми, что они не дотягивают до уровня идиотов».
На самом деле, и в XXI веке, спустя много лет после этого случая, нам тоже есть над чем задуматься. Например, вы знали, что классно-урочная система, которая применяется в обычных школах, была придумана 400 лет назад и была рассчитана на монахов, то есть на взрослых людей? Но если взрослый человек может сидеть неподвижно за партой несколько часов подряд, то для ребенка это настоящее испытание. На то, чтобы подавить в себе природную потребность постоянно двигаться, у детей уходит очень много энергии, из-за чего усвоение информации идет гораздо хуже. А это обидно, потому что скорость обработки новых знаний у ребенка в 60 раз выше, чем у взрослого. Получается, что, усаживая детей за парты, мы собственными руками губим весь их потенциал. И это лишь один пример из многих, который показывает, что официальная система образования не создает ту среду, которая необходима для усвоения знаний в спокойной атмосфере и с горящими глазами. В Монтессори-школах об этом знают, поэтому дети, помимо всего прочего, имеют возможность свободно передвигаться по классу.
Миф № 3:
Монтессори-материал выглядит так замысловато и странно, что ребенок только запутается. К тому же таких предметов в жизни не существует, и этот мир слишком искусственный
Многие предметы, находящиеся в поле зрения ребенка в ходе занятий в Монтессори-центрах, придумала сама основательница доктрины. И эта «искусственная среда» построена на сугубо научных принципах. При создании дидактического материала Мария Монтессори учитывала и особенности развития детей на разных этапах, и алгоритм, которому наш мозг следует каждый раз, когда необходимо решить какую бы то ни было задачу. Важно помочь ребенку развить три важнейших навыка: способность контролировать свои движения, умение анализировать сенсорные раздражители и мыслить абстрактно. Для этого очень полезны упражнения, которые помогают детям сравнивать предметы, искать пару, замечать совпадения и отличия, находить заданную комбинацию признаков. Чем нагляднее будет «учебный» материал, тем лучше и легче будет идти обучение. И чем больше ребенок «работает» руками, тем активнее тренируется мелкая моторика и память. Все эти моменты были учтены Марией Монтессори, когда она разрабатывала «розовую башню», «биномиальный куб», «геометрический комод» и все остальное. Конструкция большинства рабочих предметов такова, что задание можно постепенно усложнять. Когда перейти на следующий уровень, ребенок всегда решает сам, поэтому такая среда еще называется «автодидактической» — она дает малышу возможность учиться самому.