![Методика Монтессори: разобраться с психологом Методика Монтессори: разобраться с психологом](https://stedlady.ru/wp-content/uploads/2025/01/bbt0orcocafzszvzc5.webp)
Методика Монтессори: разобраться с психологом
10.05.2023![](https://stedlady.ru/wp-content/uploads/2025/01/bbt0orcocafzszvzc5.webp)
Метод МонтессориНазванию соответствует содержание. Это не детский сад, а педагогическая система, разработанная Марией Монтессори – итальянским педагогом и врачом первой половины XX века. Ее цель — воспитание творческой личности без жестких ограничений. Особое значение придаётся сенсорному воспитанию (развитию органов чувств).
Основные принципы системы:
-
самостоятельность ребенка;
-
свобода в установленных границах;
-
Развитие ребенка в психологической, физической и социальной сферах.
Несмотря на то что методике почти сто лет, в России она обрела популярность после распада СССР, когда советские принципы воспитания с жёсткой структурой отвернулись многими, а появились частные детские сады и центры. О методике Монтессори сказано много, кто-то от неё отказался, другие считают это наилучшим способом развития ребёнка, но мы решили поговорить именно о её недостатках и проблемах, которые не учитывают сторонники этой системы.
![](https://stedlady.ru/wp-content/uploads/2025/01/o8euhjdoyi3cd4hj7z.webp)
Многие детские центры ограничивают применение принципов Монтессори.
Многим родителям приходится испытывать давление со стороны общества, которое считает необходимым развивать ребенка практически с рождения и социализировать до поступления в детский сад. Влияя под общественным мнением, родители записывают годовалых детей в платные центры, где одно занятие может стоить 2000 рублей. Не стоит ли передумать тратить такие деньги на посещение клуба, когда ребенок ещё не умеет ничего и даже ходьба ему дается с трудом?
В России многие центры используют название «Монтессори», но не всегда следуют принципам Марии Монтессори.
Методика строилась на разделении детей по возрасту, но в жизни группы часто оказываются смешанными или предназначены только для малышей до трех лет.
В частных садах и клубах часто занимаются лишь детьми из определенных групп, например, с задержкой развития. Несмотря на популярность этой темы, найти подходящий детский центр в городе бывает сложно.
![](https://stedlady.ru/wp-content/uploads/2025/01/m79hywms4zjbvwc4et.webp)
Эта методика охватывает потребности всех детей.
В садах по методике Монтессори часто собирают группы разных возрастов, чтобы младшие дети подражали старшим. Это стимулирует развитие, ведь раньше, когда семьи были многодетными, младшие брали пример с старших и быстрее взрослели.
В традиционной советской педагогике, основанной на работах Выготского, а также в системе американского психолога С. Холла, виды деятельности чётко дифференцируются по возрасту. Необходимо ли стирать эти границы?
У Холла сказано, что до пяти лет дети увлечены землекопанием и не вылезают из песочницы, потом переключаются на строительство домиков и шалашей, создают свою команду, которая вступает в конфликт с «вражеской», а в школьном возрасте проявляют осознанный интерес к земледелию. В Монтессори-садах все смешивается, и детям дают самим выбирать занятия, минуя какой-то важный этап развития.
![](https://stedlady.ru/wp-content/uploads/2025/01/bzfp419i1493zbg3wm.webp)
Кира МакароваПсихолог
Психолог для детей, клинический психолог, педагог-психолог.
Карточка с контактами
У Марии Монтессори было множество добрых замыслов, поскольку её методика интегрирует ребёнка в общество. В ней малыши находятся в группе и рядом с… воспитательРебенок вовлечен не только в игру или занятие, но и в бытовые дела. Например, детям выдаются фартуки, следя за чистотой: протирают пыль, поливают цветы, по возможности выполняют различные задачи. Это можно назвать плюсом, но в методе Марии Монтессори с точки зрения отечественной детской и культурно-исторической психологии Льва Семеновича Выготского недостаточно раскрыта тема о том, что личность развивается не только на занятиях.
Метод Монтессори популярен и используется уже около века, но его применение иногда упрощается за счёт недостаточного внимания к культуре и истории конкретных обществ.
Из культурно-исторической теории следует, что личность ребёнка формируется посредством усвоения опыта общества, в котором живёт ребёнок. Развитие будет полноценным тогда, когда научим его принять все достижения прошлого и жить по общепринятым правилам.
Важно учитывать, что в каждой возрастной группе преобладает своя ведущая деятельность, которую невозможно заменить методикой одного человека. Каждому ребенку свойственна разная ведущая деятельность, поэтому нужно развивать именно её, не навязывая своё мнение. Универсальной методики для всех детей от года до десяти лет нет.
![](https://stedlady.ru/wp-content/uploads/2025/01/s32z88dbwfyik8dodp.jpg)
Ведущая деятельность — это процесс, отвечающий за психические явления и психологию ребенка на каждом этапе развития. Переход к новому уровню не уничтожает предыдущую деятельность, но ее значение уменьшается. Например, для младенца важна эмоциональная связь со взрослыми, а для малышей, активно осваивающих речь, важнее сотрудничество с ними. Все выполняется в основном через игру, которая со временем уступает место познавательной деятельности.
Для ребёнка старшего дошкольного возраста важно осознание ценности его поступков, а младший школьный возраст сосредоточен на развитии самоконтроля и рефлексивных способностей.
![](https://stedlady.ru/wp-content/uploads/2025/01/8xhj0c3s93ikq9ieu1.webp)
Нет стимула для совершенствования навыков
В центрах Монтессори малышей предоставляют полную свободу действий. несколько творческих зонНавыки в естествознании, спорте, живописи, общении с природой и подобных областях предлагаются ребенку для ознакомления без принуждения и сравнения с другими детьми. Такой подход не побуждает ребенка специализироваться в какой-либо области и добиваться высоких результатов. Однако некоторые дети нуждаются в мотивации, чтобы сохранить интерес к деятельности.
Иногда стремление к победе побуждает детей добиваться успеха. Сколько таких историй известно нам в науке или спорте. Возникнет ли у ребенка интерес к занятиям, если инструменты для них не требуются, совершенствование навыка шаг за шагом не обязательно для получения признания в виде оценки, диплома и так далее?
![](https://stedlady.ru/wp-content/uploads/2025/01/6xdyk09cz35kanbrfq.webp)
Кира МакароваПсихолог
Психолог, работающий с детьми; клинический психолог; педагог-психолог.
Карточка с контактами
Творчество важно развивать у ребенка. Просто выложить всё перед ним и сказать «Делай» не сработает. Даже великие художники чему-то учились. Для этого нужен другой человек, который может обучать, а не просто разложить краски и холст.
Да, когнитивные способности развиваются лучше в условиях определённого дефицита игрушек.
Ребенку нужно играть, а не заниматься непрерывно. Игра должна соответствовать его ведущей деятельности: двухлетний учится управлять предметами — строит башни из кубиков, играет с мячом, вставляют фигурки в формы. В три года ему нравятся игры по правилам, к пяти годам на первый план выходят ролевые игры (дочки-матери, продавец и т.д.). К семи годам лидирует учебная деятельность.