Такие дети ни за что не наденут некоторые заботливо выбранные вами вещи, зато готовы носить до бесконечности что-нибудь не слишком импонирующее вашему вкусу. Что же делать, если представление маленького модника о «красоте» расходится с вашим?
Каждый вечер Марина готовит для своего трехлетнего сына костюм, в котором, как предполагается, он пойдет на следующий день в детский сад. Казалось бы, такая предусмотрительность должна помочь избежать утренней неразберихи и полемики по поводу одежды. Почему же тогда ни одно утро не проходит без споров и скандалов? «Много раз Дима смотрел на приготовленную с вечера одежду и просто убирал ее обратно в шкаф. Он говорил: „Я не хочу надевать это сегодня, у меня не то настроение“, — рассказывает Марина. — Но какое может быть настроение, ведь он еще настолько мал!»
Как ни странно, многие двух-, трехлетние дети обладают своим собственным, отличным от других, чувством стиля. И это удивительно! Ведь одежда в большой степени связана с тем, что называют персоной. То есть с той частью нашей личности, которая имеет «представительские» функции: это своего рода наш фасад. Формирование персоны — это создание защитной оболочки, необходимая часть адаптации человека к требованиям социума. И ребенок в 2–3 года начинает осознавать себя не только как отдельную личность, но и как часть человеческого общества.
Он получает от взрослых, в большей степени от родителей, своего рода послание, что одежда может быть не только удобной, теплой, новой, чистой, но и красивой, модной, дорогой, и наоборот. А значит, может кое-что рассказать о своем обладателе. Также дети узнают, что по одежде можно определить род занятий: халаты врачей, военная форма. А увидев девушку в длинном белом платье и фате, безошибочно определят: «Невеста».