Китайские школьники каждый день заполняют паспорта жизни — почему такая практика нужна и нашим детям

Китайские школьники каждый день заполняют паспорта жизни — почему такая практика нужна и нашим детям

26.07.2023 Lora
Китайские школьники каждый день заполняют «паспорта жизни» — почему такая практика нужна и нашим детям

Учиться распознавать собственные эмоции — одна из самых важных задач для ребенка. Тогда он вырастет думающим, чувствующим и не будет бояться проявлять себя. Чтобы развить это у школьников, в некоторых школах Китая придумали «паспорта жизни».

«Обязанность каждого ученика ежедневно его заполнять, — рассказал один из китайских учителей. — Обычно туда записываются события-рефлексия, что для него сделали окружающие люди, что он испытал и какой был результат».

Вот, например, какие записи могут быть в паспорте.

  • Одноклассница помогла мне решить сложную задачу.

    • Я чувствую: дружескую поддержку.

    • Результат: выполнила домашнюю работу.

  • Мы погуляли с одноклассником.

    • Я чувствую: компанию друга.

    • Результат: хорошее настроение.

  • Мама помогла мне проверить домашнюю работу.

    • Я чувствую: материнскую любовь.

    • Результат: меньше ошибок в домашке.

Насколько удачная такая практика? Психологи говорят — она очень важна. Вспомните, похожие дневники были и в нашем детстве, правда, это не было «обязаловкой» — в подростковом возрасте многие изливали на бумаге свои мысли и чувства. Сложно сказать, надолго бы нас хватило, если бы это было ежедневным обязательным «упражнением».

Наши коллеги из издания «Вокруг света» задали психологам вопрос: нужен ли дневник эмоций современным школьникам. Вот, что они ответили.

Китайские школьники каждый день заполняют «паспорта жизни» — почему такая практика нужна и нашим детям

«Дневник эмоций — распространенная практика развития навыков рефлексии и осознанности , — говорит Юлия Кузнецова, клинический психолог, нарративный практик, психолог онлайн-платформы Грань.рф. — Для детей она особенно полезна в целях развития эмоционально-волевой сферы, которая продолжает формироваться. Среди ее плюсов — высокая результативность: уже через пару недель ребенок заметит, что ему легче отслеживать собственное состояние и управлять им. Но ввести эту практику в привычку — сложно».

Психолог отмечает, что пункт из китайского «паспорта жизни», оценивающий действие окружающих людей, очень важен. Это помогает научиться анализировать собственные отношения с окружающими, развивает не только навык рефлексии, но и эмпатии.

С Юлией согласна и бизнес-психолог Алена Савинова. Она говорит: если развить эмоциональный интеллект в детском возрасте, то в итоге его высокий уровень обеспечит успешность во всех сферах жизни.

«Люди с высоким интеллектом живут в контакте с собой, у них развита интуиция, они реже ошибаются, — говорит эксперт. — Когда человек осознает свои эмоции, он реагирует адекватно и не совершает необдуманных поступков.

Важно!

Если ваш ребенок ведет такой дневник эмоций, вы не имеете права в него заглядывать. Если же записи делаются для родителей, учителей, еще кого-то, они, во-первых, вряд ли будут искренними, во-вторых, это нарушение личных границ.

Китайские школьники каждый день заполняют «паспорта жизни» — почему такая практика нужна и нашим детям

Пять причин записывать эмоциональные итоги дня в дневник.

  1. Это поможет детям лучше понимать свои чувства и то, что их вызывает.

  2. Дети научатся управлять эмоциями и контролировать их проявление.

  3. Запись эмоций помогает выражать чувства словами — ребенок будет более открытым в общении с другими.

  4. Дневник эмоций поможет детям осознать свои эмоциональные потребности и понять, как их можно удовлетворить.

  5. Записи помогут анализировать свои реакции, поведение и принимать осознанные решения.


Источник