Многие детские проказы, за которые во времена наших бабушек дитя получило бы серьезный нагоняй, сегодня не вызывают у любящих родителей негодования, а, наоборот, умиляют, потому что они являются доказательством изобретательности, креативности, смелости, а значит, правильного воспитания. Тем не менее нормы поведения в семье и обществе никто не отменял. Воспитание по-прежнему основывается на определении и поддержании границ дозволенного.
1–1,5 года
Юля снова и снова вцепляется в бабушкину прическу с такой силой, словно хочет проверить, насколько прочно волосы прикреплены к голове. Никита не может спокойно видеть очки и, если ему удается завладеть ими, немедленно швыряет их на землю с радостным хохотом. Настя пытается вдавить в стул творожный сырок… Все «глупости», которые изобретают годовалые карапузы, конечно, совершаются ими без злого умысла. Правила благопристойного поведения им так же незнакомы, как большинство слов родного языка.
В этом возрасте все, что вызывает вашу реакцию (ваши вырванные волосы, разбитые очки, пюре на паркете…) имеет для малышей огромную притягательную силу. Конечно, ребенок уже понимает слово «нет» и даже ваше простое объяснение: «Нельзя трогать лампу, горячо». Но его импульсы и желания сейчас намного сильнее, чем способность к самоконтролю. К счастью, в этот период развития их можно взять на руки и просто унести подальше от опасного предмета. А если ребенок постоянно устраивает охоту на ваши очки, флакон с духами, пульт от телевизора, сказать твердо (но не свирепо) решительное «нет» и забрать добычу из цепких пальчиков, предложив взамен другой предмет или игру. Медленно, но верно ребенок начинает ориентироваться в пространстве дома и даже вне его, отличая потенциально опасные объекты от безопасных. Он получает базовые представления о мире и правилах существования в нем.
Чтобы этот процесс проходил успешно, нельзя:
-
Кричать и шлепать малыша. Это не поможет ему понять ваши правила, а только расстроит его и запутает.
-
Читать длинные нотации. Малыш их все равно не поймет, а вы рискуете «накрутить» себя и усугубить ситуацию.
-
Пускаться в длинные переговоры, «канючить»: «Ну пожалуйста, не трогай мои духи, они такие дорогие, и я расстроюсь, если они прольются» и т. д. Малыш воспримет ваш монолог как игру или спектакль и вряд ли извлечет из него полезный урок. Стиль ваших отношений с ребенком закладывается уже сейчас. Для нормального развития ребенку необходимы жесткие границы. «Нет» должно означать «нет», а не «может быть» или «посмотрим». Запретов при этом не должно быть слишком много, поэтому все опасные, хрупкие, ценные предметы следует на этот период убрать подальше.
-
Часто менять правила. Вчера картина, нарисованная на полу овощным пюре, вызвала у мамы улыбку и даже восхищение, а сегодня была тут же уничтожена с недовольным лицом и тяжелым вздохом. Какой вывод должен сделать ребенок? Что правила зависят от вашего настроения и их можно нарушать, когда мама «добрая».
-
В качестве наказания лишать малыша вашего общества, надолго сажая его в манеж. Ограничение естественной активности ребенка часто провоцирует агрессию, упрямство и прочие нежелательные проявления. Ребенок нуждается в вашем внимании, и чем больше он его получит, тем меньше будет «хулиганить», чтобы его привлечь!