Одинокий волк
Инна, 35 лет: «Мой сын любит сидеть один с игрушками. Вокруг носятся дети, зовут играть. А он наотрез отказывается».
«На самом деле в психологии не решен вопрос, как формируется мотивация достижений. Конечно, огромную роль здесь играют врожденные характеристики, − рассказывает психолог Елена Гришунина. − Практически невозможно из меланхолика или флегматика сделать лидера. Но вот сангвиники и холерики часто становятся лидерами. Они активны, умеют увлечь за собой, внушить своим „соратникам“, что им это самим нужно».
Что такое «хорошо»?
Настя, 25 лет: «Подруга говорит: „Главное − научить ребенка работать локтями. Нужно уметь брать то, что хочешь. Горжусь сыном: он не только свои игрушки не отдает никому, но и чужие может прихватить“. А я не согласна!»
«Это очень большая проблема: сейчас нет общественной идеологии, − поясняет психолог Елена Гришунина. − И многие родители в растерянности: что лучше: отдать свою машинку или у всех забрать? Если даже родители решат для себя, как воспитывать кроху, то нет никакой гарантии, что соседи будут придерживаться тех же взглядов. Нашим детям придется выдумывать новые законы социального общения».
Если ребенок ведет себя агрессивно, отбирает машинки у других детей, это вовсе не признак лидерства. Лидер не агрессивен, а директивен. Директивность − это открытое общение, умение отстоять свою точку зрения. Убедить другого ребенка, что отдать сейчас машинку в его интересах, − вот истинные лидерские качества (обманным путем или с помощью агрессии − это другой вопрос). Учите кроху находить точки соприкосновения с другими детьми.
«Нужно начать с того, что ребенок не имеет никакого отношения к этой „взрослой“ проблеме, − говорит детский психолог Ирина Данилова. − Это оценки взрослых: что такое хорошо, а что плохо, что они считают проявлением лидерства, а что капризом. Родители примеряют к своему ребенку шкалу ценностей, исходя из своего идеала. Если они будут поощрять капризы малыша, то он и будет капризничать, будут поощрять лидерство − значит, будет проявлять лидерские качества. Но каким в итоге вырастет малыш, покажет лишь время. Нет одинаковых детей и одинаковых условий жизни».