Как воспитать одаренного ребенка и стоит ли этого добиваться?
08.09.2022Shutterstock/Fotodom.ru
Строгие правила в воспитании — ключ к успеху китайцев?
В Москве функционируют детские сады с названиями «Маленький гений», «Мой гений», «Гениальный малыш», «Будущий гений», а также «Да Винчи». Многие матери стремятся воспитать из своих детей гениев. Гениям предоставляют возможности для выступления на телевидении, о них снимают документальные фильмы, президент лично награждает их в Кремле, а также выплачивают им значительные премии (Нобелевская премия, к примеру, составляет почти один миллион долларов).
Есть ли универсальный способ вырастить гения?
Возможно, это особые условия, диеты или тренировки. Может быть, у китайцев есть ответы – ведь давно строгие правила воспитания: с детства дети изучают науку, музыку, шахматы. Способных детей отбирают по всей стране и те часами погружаются в учебники. Сейчас китайцы лидируют в большинстве научных областей.
Восьмилетняя Алиса Теплякова поступила в прошлом году в МГУ. Страна удивилась: как такое возможно? У Алисы есть младший брат Хеймдалль, которому семь лет, и он уже собирается поступать на мехмат. Пятилетняя Лейя окончила 4-й класс и стала самой маленькой школьницей России. Как в одной семье сразу столько одарённых детей? Евгений, глава семьи, хранит мудрость по уходу за детьми. Не скрывает. До трех лет все дети развиваются по программе Николая Вараксы «От рождения до школы». Потом всех ждет полноценная школьная программа: за чтение и другие предметы отвечает папа, за математику — мама (у Натальи два высших образования: мехмат МГУ и магистратура Финансового университета). На всякую лепку и рисование время не тратят. Как только дети способны удержать в руке ручку, учатся выводить буквы и цифры. Тепляковы не верят, что раннее развитие может навредить. А еще не верят в способности и убеждены, что абсолютно всему можно научить: виртуозно играть на рояле, рисовать, бегать марафоны, вычислять, писать стихи.
Shutterstock/Fotodom.ru
Развитие талантов ребенка следует начать незамедлительно.
Обернувшись к мировой истории, можно согласиться с Тепляковыми: начинать воспитание маленького гения нужно как можно раньше. Моцарт уже в три года виртуозно играл на скрипке, а в пять давал концерты. Чайковский в три года обучался нотной грамоте, а в пять уже сочинял свои первые произведения. Микеланджело воспитывался в семье каменотеса и все свободное время играл во дворе с камешками и долотом. Пикассо родился в семье живописца, мастерству которого обучил родной отец, который уже в 13 лет признал, что Пабло талантливее его, и отдал на обучение в Академию художеств. для гения необходимо раннее развитиеВ истории есть и другие примеры. У Марии Кюри мать умерла рано, семья жила в бедности, девочке после гимназии пришлось работать гувернанткой, чтобы оплатить обучение в Сорбонне. С Исааком Ньютоном в детстве не занимались, он был замкнут, малообщителен, сам мастерил себе игрушки, его в школу отдали только в 12 лет. Солнце русской поэзии – Пушкин. В детстве не любил учиться, гулять, всё сидел дома возле няньки и наблюдал за её рукоделием. Малевич до пятнадцати лет совсем не интересовался рисованием. Кандинский пришёл к живописи только в тридцать лет. А Эйнштейн вообще не разговаривал до семи лет и был таким медлительным, что мать считала его неполноценным.
Какой вывод можно сделать из всех этих жизнеописаний знаменитых людей?
Специалист в области нейронауки, психолингвистики и теории сознания Татьяна Черниговская полагает, что гением воспитать нельзя: «Гением можно только родиться. Но даже родившись гением, можно им не стать, так как кроме генетики важно, что произойдет с ребенком дальше. Человеку может не повезти, он может не попасть в нужную среду. Ему нужны хорошие учителя. Родители должны направлять его в нужном направлении, он должен оставаться здоровым и очень много работать! Сходиться нужно многим факторам. Много примеров, когда люди, подававшие большие надежды, спились, выпали из социума, занялись чем-то пустым. Тысячи примеров».
Shutterstock/Fotodom.ru
За гениальность придется платить
Вырастить гения невозможно — нужно, чтобы он родился таким. Даже будучи одаренным, человек не обязательно станет гением. Необходимо невероятно много удачи: с учителями, окружением, родителями. Но стоит задуматься: действительно ли вы хотите вырастить «маленького гения»? Это тяжелый крест. Достаточно вспомнить Григория Перельмана, современного нашего соотечественника, доказавшего теорию Пуанкаре. Он боится женщин, питается только сыром, хлебом и кефиром, отказался от премии в 1 миллион долларов, живет в питерской однушке с мамой на ее пенсию. Редко выходит из дома, с мамой за руку — до магазина и обратно. Готовы ли вы заплатить такую цену за гениальность? Или пусть все-таки растет обыкновенным, но счастливым ребенком?