Как сформировать у ребенка здоровое пищевое поведение
28.06.2023Сегодня даже подростки сидят на диетах и беспокоятся о собственном весе. Как не допустить подобное нездоровое отношение к еде и телу? И как избежать расстройства пищевого поведения (ПП) у ребенка и привить ему здоровые привычки? Спросили у специалиста по когнитивно-поведенческой терапии, автора бестселлеров «Легко ли быть собой» и «Пищевой монстр», эксперта «Детского радио» Евгении Доновой.
— Как избежать РПП у ребенка? Первое и главное — собственный пример! Если у родителей здоровое пищевое поведение и привычки, то риск того, что РПП возникнет у ребенка снижается в несколько раз. И наоборот, если ребенок видит маму, которая бесконечно взвешивается, бесконечно говорит о том, что она толстая, что тут она поправилась и ей нужно срочно худеть, вероятность того, что у ее ребенка будет РПП, вырастает в несколько раз. Поэтому первая рекомендация родителям: если вы понимаете, что у вас есть сложности с ПП, вы слишком зациклены на своем весе или наоборот, питаетесь совсем неправильно и нездорово, работайте прежде всего с собой, отстаньте от детей. Займитесь собой. Первый принцип психологии — начинайте с себя, не надо лезть к кому-то с советами.
Если ребенок видит рядом с собой стабильного взрослого, который ест здоровую еду, не переедает, доволен собой и своим телом, транслирует это в окружающий мир, транслирует ребенку, что тела бывают разные и это нормально, это уже 50% успеха и будет надежной опорой ребенку.
Второй совет — тема телесности, разных тел, критика тел, оценивания тел, то чем часто грешат родители даже самые осознанные и современные. И это как раз то, что часто подталкивает детей в пропасть РПП.
И уж ни в коем случае не нужно не сажать ребенка на ту самую первую диету. Конечно, речь не идет про набор 50 кг, когда есть риск для здоровья. Но если у ребенка появился животик, не надо ничего ему об этом говорить!
Иначе при первых признаках лишнего веса у ребенка начнется очень сильная тревога: «Меня не будут любить, я гадость, я ужасная, я плохая, мне нужно срочно похудеть». Появляется первая диета, и здравствуй РПП.
Важно транслировать ребенку, что люди бывают разные, и это нормально. Жесткое разделение (дихотомия или черно-белое мышление), когда толстый — плохой, худой — хороший, толстый — слабовольный, худой — волевой человек, это в любом случае фактор риска для возникновения расстройств.
Важно транслировать, что тела бывают разные, люди бывают разные, даже если у человека лишний вес, мы не знаем, как он его набрал. Если человек слишком худой — это тоже не означает автоматически красоту и здоровье. Возможно, человек болен. Мы не можем никого судить за внешность. Мы не знаем, при каких обстоятельствах человек поправился или похудел. Мы говорим худому, какой он молодец, как ему идет, а человек возможно, болеет. В принципе судить тела других людей — это не очень здоровая история. И здорово, если в семье будет транслироваться, что мы можем в разных ситуациях поправляться или худеть — это часть жизни, и вес нас не определяет.
Еще одна установка из детства — что мужчина хочет видеть рядом с собой молодую, стройную красивую. И ели ты хочешь, чтобы тебя любили, если хочешь выйти замуж, следи за собой. К сожалению из-за таких установок часто и случаются РПП. Девочке хочется в этой гонке быть впереди других и ради этого она готова жертвовать собой, своей едой и своим пищевым поведением. А один из важнейших моментов для выхода из РПП — осознать нездоровье этой гонки. Что тебе не нужно ни с кем соревноваться для того чтобы жить. И что любят не за то, что ты худая. Что ценность человека не во внешности. Быть примером для ребенка, транслировать боди нейтральность или боди позитивность дома — это уже два кирпичика в здоровом ПП.
Как выработать здоровое ПП у ребенка
-
показывать своим примером, питаться правильно, не переедать,
-
не есть перед телевизором,
-
устраивать семейные завтраки, обеды или ужины, когда мы наслаждаемся обществом друг друга и обсуждаем что хорошего было за день, вместе готовим, вместе выбираем, что будем есть, ходим в магазин. Еда — сфера, в которой можно прививать классные семейные традиции, сфера, которая сближает людей, позволяет им проявить себя, самовыразиться. И именно с едой связаны самые сильные и важные ассоциации. Не зря ведь мы всю жизнь больше всего любим блюда из детства — мамин куриный суп или котлетки, бабушкины оладушки с ее домашним земляничным вареньем. Как показывают исследования, если дети воспитывались в здоровой атмосфере и у них были теплые семейные ужины, они меньше передают и у них более здоровое ПП, потому что нет негативной связки с едой. А вот если кричать ребенку — я тебе сейчас этот борщ за шиворот вылью, или — пока не доешь, не выйдешь из-за стола, ребенок будет воспринимать еду как стресс.
Как понять что у подростка признаки РПП и как ему помочь?
Если вы хотите, чтобы у подростка были здоровые пищевые привычки, хорошо бы озаботиться этим с самого рождения. Родители тыкают их носом в тарелку, заставляют есть, запрещают сладкое, ставят запрет на некоторые продукты, а потом удивляются, почему дети, получив карманные деньги, тут же бегут тратит их на «запрещенку». Как с этим работать?
Необходимо постепенно передавать ребенку ответственности за еду. Родители часто передерживают эту ответственность в своих руках. Понятно, что грудному ребенку мы не можем сказать — сам выбирай, что будешь есть и сколько. Но со временем неплохо потихонечку эту ответственность передавать. То есть, давать малышу в руку ложку и вилку, чтобы он ел сам, сколько ему нужно. Давать ребенку до 5-7 лет самому решать, в каком темпе и как часто ему есть, какое количество еды ему класть в рот, а какое оставить на тарелке. Годовалого бессмысленно спрашивать, что ты хочешь на ужин, а вот ребенка 3-4 лет уже можно спросить, чего ему хочется больше — жидкого или твердого, горячего или холодного, что приготовить на ужин, сколько положить.
В этом процессе мы по сути обучаем его есть. Кажется, что все мы умеет есть с рождения и отчасти это так, но, здоровому ПП мы обучаем ребенка в процессе взросления, как раз примерно до подросткового возраста, пока идет становление основного пищевого поведения. Когда мы передерживаем эту ответственность и говорим: ты будешь есть только то, что я сказала, ты съешь все, что я тебе положила, или, лучше я сама тебя покормлю, а то ты весь обляпаешься, — ребенок просто не понимает, чего он хочет и когда он должен остановиться.