Как реагировать на увлечение ребенка темой смерти?

Как реагировать на увлечение ребенка темой смерти?

21.02.2022 Inna
Источник:
Imgorthand/Getty Images/E+

Светлана Иевлевапсихология

психолог

Взрослые иногда поступают именно так. Кое-кто утверждает: «Какой вздор ты придумал? Дети не должны так рисовать (говорить, думать). Вот тебе нормальные игрушки и раскраска «Жизнь животных»». Другие сначала испугаются, задумаются, из-за чего возник такой интерес, но в конечном итоге все равно скажут: «Что за ерунда!». Ведь при всем нашем стремлении к комплексному развитию детей, желании содействовать их познавательному интересу смерть и все, что с ней связано, остаётся темой, рядом с которой мы ставим пометку «нежелательная».

Ребенку рано или поздно придется столкнуться со всеми сторонами окружающего мира, но хочется отложить всё безрадостное и болезненное как можно дольше. С другой стороны, даже с взрослыми нам бывает неприятно и тревожно обсуждать подобные темы. Говорить об этом с ребёнком, а тем более развивать в играх или творчестве – кажется странным.

Мама из фильма «Семейка Аддамс» могла бы оценить рисунки склепов разными оттенками черного и похвалить ребенка. Однако обычные мамы скорее всего не заинтересуются таким занятием.

Этот способ общения специалисты видят только одним: пресечь, отвлечь и найти занятие более простое, понятное и жизнеутверждающее. Увы, результат часто бывает противоположным, ведь любые темы, в том числе и мрачные, в детских играх возникают не просто так. Найти истинную причину всегда важнее, чем добиться от ребенка рисования яркими красками.

Неизвестно, запрещено и очень увлекательно

Дети сидят, склеивают из спичек что-то. Думаю: как хорошо, мелкую моторику развивают, перед школой подходящее занятие. Вызывают меня и говорят: «Смотри, сколько гробов сделали! Сейчас покрасим, мертвых мух туда положим и похороним». Я потеряла дар речи. Собрала и выбросила все поделки. Старшего отругала, ведь наверняка это он придумал. Муж тоже был возмущен, обвинил меня в том, что плохо за детьми слежу.

Мама ничего удивительного не заметила: «Чем играют, то и видят. Когда-то ты ‘в роды’ играла: тужилась, а потом из-под юбки куклу доставала — тоже зрелище не для слабонервных». Я не знала, что ответить — такого не помню. Да и потом, играть в роды всё-таки лучше, чем в гробы.
Ольга, мама Кирилла (6 лет) и Платона (5 лет)

Мрачные темы чаще привлекают мальчиков, поскольку им труднее открыто говорить о страхах. Уже к пяти годам мальчики проявляют более сдержанность в эмоциях, что обусловлено природой, а не воспитанием взрослых. Многое из того, что их беспокоит и пугает, они переносят в игры и творчество.

Примерно в пять лет дети проявляют интерес к смерти. Такой интерес связан с накопленным жизненным опытом, пониманием некоторых абстрактных понятий и развитым познавательным интересом. Ребенку не обязательно самому столкнуться со смертью, чтобы начать её осмысливать. Достаточно услышать о ней по телевизору или прочесть в книге. Воображение и логическое мышление помогают ребенку дальше размышлять о смерти, делать выводы и строить на своих предположениях игры.

Вместо углублённого изучения действий («пусть играет»), внимание сосредотачивается на эмоционально значимом, вмешательство происходит только в эти моменты, сдерживая развитие нежелательного, пугающего развития событий. «Играйте в войну, но пусть будут только раненые, никого убивать нельзя», — говорит мама, находящаяся рядом с «полем сражения».

Такие установки границ ребенку портит игру, искажая действительность и мешая реализовать представления. В результате получается не по-настоящему, что препятствует эмоциональной разрядке. Возникает также эффект «тайной комнаты», туда нельзя зайти, но очень хочется.

Часто наша деятельность провоцирует снижение интереса. к запретной темеСохраняется долго и обретает особое значение. Для предотвращения развития лучшим способом является спокойное реагирование на любые действия, игры и рисунки, предоставление возможности отражать все стороны действительности, которые окажутся в сфере интересов, а также отвечать на все трудные вопросы.

Если волнение или напряженное отношение к подобным темам ( «это грустно, это портит мне настроение») невозможно скрыть, ничего страшного. Главное – признавать их существование и право ребенка на стремление узнать о них. При таком подходе мрачная тематика будет присутствовать в играх недолго. Дошкольники легко увлекаются, проявляя интерес ко всему, а где новые знания, там и новые сюжеты.

Источник:
Rawf8/Getty Images/iStockphoto

Страх против страха

Настя больше всего любит конец сказки про Красную Шапочку, где Волк съедает её, а затем приходят Охотники и убивают его. Некоторые моменты она просит повторить, потом с любопытством спрашивает у бабушки то, что непонятно.

Когда бабушка просит прекратить, Настя говорит вслух: «Интересно, как его ел — всю сразу или поделил на части? И её потом зашивали? Пока там была, уже думала, что умерла? Много крови было, когда доставали? А Волка похоронили?».

Наконец-то бабушка предпочла оставить книгу и искать что-нибудь более захватывающее. Вместо чтения Настя увлеклась рисованием: Вот Красная Шапочка попала в пасть Волка, вот она внутри Волка…

«Даже не представляю, откуда это взялось. Ей никогда подобным ничего не внушали,» — ответила уверено мама девочки, когда бабушка предположила, что. ребенок просто боитсяНа самом деле пугали, просто забыли. Когда Насте было четыре года, она с мамой и тремя соседками оказались в застрявшем лифте. Женщины достали телефоны и стали кричать: «Какие полчаса? Приезжайте немедленно: мы тут задыхаемся! Через полчаса вам доставать будет некого!»

Внушить страх детям просто: с помощью шуток, историй, собственной тревоги или предупреждений о потенциально пугающих ситуациях («Лучше не смотри — тебе ещё рано»).
Глубокое погружение в тему смерти в играх может быть способом противостоять страху. Ребенок, как бы, проговаривает и повторяет проблему подсознательно.

Множество тайн или переживаний, часто пугающих, мы связываем с темой смерти: говорим про «скелеты в шкафу», «исправление горбатого могилой» и «смертельную обиду». Большинство людей произносит эти слова, не задумываясь о том, что для детей они реальность.

Важно скорее всего определить начало такого состояния. Для этого нет нужды в сложностях: в поведении ребенка много подсказок (повторяющихся действий, замираний, уточнений) — нужно лишь быть внимательным. Далее следует придумать способ вспомнить ситуацию и поговорить о ней. Не говорите прямо о своих опасениях («Ты видел, как машину сбила собаку, поэтому стал таким пугливым»).

Лучше скажите: «Помнишь ту историю? Ты был очень храбрым, не плакал. Сейчас об этом думаешь?» Даже если ребенок ответит «нет», немного поговорите об этом. Скажите, что вы сами помните и испытываете сожаление или что в детстве вам тоже случалось видеть подобное и потом долго не получалось забыть. помогающим пережить страх.

Источник:
SB Arts Media/Getty Images/iStockphoto

Скелеты в шкафу

Тайны в семье воздействуют на поведение ребенка: у него возникают мотивы для ужасных событий, смерти и страданий. Даже если взрослые ни перед ребенком, ни при нем не говорят о тайне открыто.

Дети удивительно проницательны: по настроению, отдельным моментам поведения могут улавливать всё происходящее в семье. Возможно, они не знают, что именно случилось, но чувствуют, что тайна есть. Это вызывает состояние неосознаваемой тревоги на биологическом уровне. Подсознание стремится разрешить ситуацию, предлагая разные варианты.

«Мой отец после 35 лет брака ушел из семьи.Это было огромным ударом для мамы — всю жизнь она ему посвятила. Из-за переживаний мама заболела, долго лежала в больнице. И меня сильно это потрясло, чувствовала себя измотанной. А дети всё время спрашивали: «Где дедушка?». Я строго запретила им даже это слово произносить. Однажды на все их «где?» и «когда?» ответила: «Никогда он не придёт. Исчез».

Это было, пожалуй, слишком резко сказано, но разве можно было им объяснить, что секретарша увлекла человека из семьи, а тот позабыл о своих близких? После этого дети больше не спрашивали о дедушке. А вот на детских рисунках дедушка остался: мертвым или умирающим. Поправили ситуацию, обратившись к психологу.
Юлия, мама Адели (6 лет) и Степана (5 лет)

По мнению многих психологов, детям следует знать правду обо всем, что происходит в семье. К этому относятся тяжелые болезни, смерти, деликатные личные истории, проблемы родителей. Все это должно быть доступно ребенку с учетом его возраста, но без пугающих и непонятных подробностей.

Можно делиться собственными переживаниями, но важно, чтобы ребенок мог легко их понять и осмыслить. Рассказ о трудных моментах – это помощь в воспитании умения правильно воспринимать сложности жизни и жить с ними.

Иногда в семье нет страшных тайн, но взрослым нравится трагичность. Это могут быть родители, которые до конца не выросли из молодежной субкультуры, романтичные или философские люди, которых волнует вечность, любители парапсихологии и потустороннего мира. Такие взрослые тоже удивляются, когда ребенок… предпочитает сказки АндерсенаЕго карандаш оживляет страшных призраков на бумаге, а в глазах светится жажда тайн, которые хранят рассказы о переходах душ.

Иногда родителям сначала нравится такой подход — как неординарное мышление. Потом же беспокойство появляется. Изменить положение просто, но это займет время. Начать нужно с перестройки собственных интересов на более оптимистичные и позитивные, а затем увлекать ребенком такими.

Больше информации о хороших способах воспитания — в нашем канале. Яндекс.Дзен.