Моя подруга Оля не любит кататься на коньках. Просто ненавидит. Она даже согласна оставаться дома одна, пока мы целыми семьями — с мужьями, детьми (в том числе и ее) проводим время на катке. Если кто-то из компании, забывшись, говорит: «Да поехали с нами — это же здорово!», Оля реагирует совершенно неадекватно. Так, как будто ей предлагают в качестве развлечения грузить уголь или, например, валить лес. Потому что на самом деле Оля пробовала кататься на коньках, даже несколько раз. В возрасте пяти лет она твердо решила стать Еленой Водорезовой, и мама отвела ее в школу фигурного катания. На первом занятии Оля очень радовалась — и новым конькам, и тому, что теперь она самая самая настоящая фигуристка. А потом… Потом что-то не сложилось. Она никак не могла научиться правильно падать и подниматься, и тренер на нее накричала. Накричала так, что даже и другие дети в группе испугались и заплакали. Может быть, у Оли действительно не хватало способностей. Или, может, выражение «Каким местом ты слушаешь, коряга? Ты же всех покалечишь!» — особый метод тренерской работы, и если бы Оля это поняла и потерпела, то все было бы хорошо. Но Оля не поняла — она так перепугалась, что коньки не надевала больше вообще.
Не так страшны ошибки детей, как реакция на них взрослых. Ведь ребенок сам не может оценить свои действия — он ждет, что ему скажут. И именно так формируется самооценка. От взрослых зависит, будет ребенок считать себя умным, умелым, самостоятельным или, наоборот, неловким и неспособным. От взрослых зависит уверенность в своих силах и стремление к росту. Все эти качества закладываются в раннем детстве, сохраняются по большей части всю жизнь и определяют успешность человека. Что вы говорите своим детям в случае неудач? Это очень важно.