Как разрешить детские гневные вспышки?

Как разрешить детские гневные вспышки?

20.06.2024 Lora

Елена Бурьевая психология

Может ли агрессия быть здоровой

Агрессия — слово, вызывающее негативные эмоции. Всё чаще можно услышать термин «здоровая агрессия». Но давайте начнем с того, что эмоции не бывают плохими и хорошими. Агрессия — это эмоция гнева. Что такое эмоция гнева? Например, мама пять раз повторяет: «Вася, обувайся». Вася не обувается, не замечает маму. В этот момент к маме приходит эмоция гнева. Мама буквально наполняется ею, внутри нее появляется какая-то сила, и она кричит: «Вася-я-я-я-я, обуйся!!!!» Это не экологично, не педагогично, но четко показывает, как работает эмоция гнева: Вася в итоге очень быстро обувается.

В гневе ощущается сила и мощь — «я существую, я здесь». Энергия используется, передаётся другому — ребёнок обулся.

Чем опасно подавление агрессии

Когда мы подавляем у ребенка чувство гнева, первым делом отнимаем у него ощущение собственной силы. Таких детей часто беспокоит жизнь, они нерешительны и неуверенны в себе, с ними сложно поддерживать высокую самооценку.

Более 80% обращений к психологам, как взрослых, так и детей и подростков, касаются подавления эмоции гнева. грызет ногти— Что это? Одна из моих публикаций в журнале именовалась: «Он желал бы пожевать отца, а жевать ногти». Хотел бы, но произнести это не может.

Подросток лижет кофту, закрывает губы, обкусывает щеки, язык — то есть запрещает себе говорить — что значит подавленную эмоцию гнева. То же самое при детской мастурбации, аутоагрессии, психосоматике, депрессии и неуверенности в себе. Даже низкая самооценка тоже подавление эмоции гнева.

Важно помочь ребенку понять, что гнев – это нормальная эмоция. Но поскольку мы живём в обществе, нужно научиться управлять ею. Представьте: человек — машина, а эмоция — ребёнок. Посадите ли вы ребёнка за руль? Нет. И если приходит эмоция, не дайте ей руководить жизнью и действиями. Можно ли отвезти ребёнка в багажник? Нет. То же самое в жизни: эмоция пришла с какой-то функцией, чтобы помочь. Нельзя игнорировать эмоции, к ним нужно относиться с уважением, бережностью и любовью.

Гнев — сигнал о нарушении личных пределов. Сейчас испытываю раздражение. свекровь сейчас мне выговариваетГоворят о том, какая я плохая жена и хозяйка. Нарушают мои границы! Я отвечаю: «Мария Ивановна, вас очень люблю, так неприятно сейчас слышать, пойду чай попью». И вся горячая эмоция утихла, я услышала свекровь, но не позволила Марии Ивановне продолжать нарушать мои границы.

Как работать с эмоцией гнева у ребенка

Эта эмоция присутствует практически во всех детских слезах, капризах, истериках. Эмоция грусти часто встречается в таких состояниях как ностальгия, воспоминания, лень, сочувствие. А эмоция гнева — я хотел конфету, мне не дали конфету, здесь и сейчас меня лишают удовольствия. Я хотел что-то самостоятельно сделать, а мама сделала первая, меня лишили автономности — гнев охватывает. Или когда мы физически ощущаем дискомфорт, тоже приходит волна гнева.

Например, если ребенку неудобно одежде или во что-то ему тесно, или мелкий камешек попадет в ботинки, ребенок может расстроиться — всё это вызовет у него чувство гнева. Наша задача — научить ребенка распознавать эмоции.

Младшие дети до 4 лет испытывают лишь одну эмоцию за раз. Поэтому, злясь, они могут бить всех, ругать и отталкивать. Нет у них смешанных чувств, как у взрослых: «Люблю мужа, но сейчас на него сержусь». У детей эмоции однообразны. Гнев непродолжительный, если проживать его здесь и сейчас. Чем быстрее мы живём эмоцию, тем она короче, возможно полторы минуты. Потом ребенок подходит: «Мама, я тебя так люблю». Мать часто начинает театрально обижаться и плакать, а папа или бабушка говорят: «Надо пожалеть маму». Ребенок жалеет, и всё повторяется по закрепившейся схеме. Нужно действовать иначе. Наша задача — научить ребенка справляться с эмоциями.

Если не учим выражать эмоции и говорим, что это плохо, а ребенок не может контролировать свои чувства, то начинает скрывать их. Возникают проблемы, с которыми люди потом обращаются к психологам. Родители погружаются в тревогу: со своим ребенком что-то не так. Если дома нет возможности проживать эмоцию, то буду проживать ее где-то в другом месте, например, в детском садуВ школе или дома, если отец слишком строгий, ребенок может бить кошек, собачек или маленького брата. Важно понимать: агрессия не появляется просто так. Плохое поведение ребёнка — это сигнал о том, что ему плохо. Ведь счастливый человек не причинит вреда другим. Он захочет поделиться своим счастьем со всеми. У детей всё происходит точно так же.

Часто встречаемые родительские оплошности.

Ребенок обижается на отца из-за выключенного телевизора, говорит ему гадости и бьет по ноге. Отец наказывает ребенка, показывая неправильность поведения, но не учит его правильному. Ребенок уходит в комнату и разносит игрушки, материя просит прекратить это. У детей до 6,5 лет игровая деятельность преобладает, а речь только развивается. В этом возрасте дети не обсуждают своих родителей, как это делают старшеклассники. Они не способны к абстрактному мышлению и не понимают, что могут выражать свои чувства. Только в 9-10 лет они начинают общаться с родителями на подобные темы. Всякий раз, когда ребенок проявляет негативную эмоцию, у него есть прекрасная возможность заняться самотерапией — игрой.

Как понять игру ребенка

Для ребенка игра — язык, а игрушки — слова. Это просто фантастика. Её можно расшифровать. Родители приводят ко мне детей с двух лет, и я рассказываю родителям, о чем играет ребенок. Родители даже не догадываются, что именно волнует, травмирует детей. Пока родитель думает, что… травмирует какая-то одна ситуацияОказывается, что в другой ситуации ребенок даже не проигрывает. Дети имеют единственную возможность прожить ситуацию, высказаться — при помощи игрушек.

Если ребёнок хочет бить игрушку, это естественно. Купите такие, которые можно бить и топтать без сожаления, чтобы малыш мог пережить эту эмоцию. В итоге ему станет достаточно комфортно, и это проявление гнева не вызовет никаких последствий.

Рекомендую всем посмотреть мультфильм «Головоломка». Его сценарий написан нейропсихологами и рассказывает о ребенке, которому подавили чувство грусти. Зрителям целый час показывают последствия этого. Однако грусть — не самая сильная эмоция. Гнев намного мощнее и его интенсивность может разрушить человека изнутри, особенно ребенка.

Эмоции — краски нашей жизни, которые не обязаны быть только радостными. После счастья неизбежно приходит грусть, после печали — радость. Нормально испытывать широкий спектр эмоций, ведь именно это позволяет нам ощутить вкус жизни.

Какое поведение считать некорректным

Мнение такое есть: если ребёнок бьёт игрушку, то вымещает зло на том, кто слабее, и укреплять такую модель поведения опасно. Но это тоже нарушает границы. Пример: вертикально пишем четыре буквы…

Г

О

Г

А

Вначале устанавливается граница, затем происходит озвучивание проблемной ситуации, далее уточняются границы и правила, а в завершение предлагается альтернатива. Если поведение кого-то кажется некорректным и необходимо его скорректировать, применяют метод ГОГА.

Если ребёнок физически причиняет вам вред, разрушает имущество, оскорбляет вас, то останавливайте это действие. Если же речь идет об оскорблениях, не стоит вмешиваться физически, а начните с буквы «О» — отражайте и озвучивайте: «Ты злишься». В 99% случаев вы угадываете причину его действий. Не нужно быть психологом, чтобы сказать ребёнку «Ты злишься». Дальше идет буква «Г» — границы, правила, социальные нормы: «Я не для того, чтобы меня бить», «Со мной так не разговаривают», «Шторы нельзя портить».

Родители обязаны установить эти правила, потому что иначе социум сделает это более жестко и безжалостно. После озвучивания правила можно предложить ребенку альтернативу. Например, если ребенок хочет ударить родителей, можно сказать: «Нас бить нельзя, но можно крепко сжать кулаки, сильно их потрясти и сказать «я злюсь, прям сильно, сильно»». Так ребенок проживет эмоцию, признав ее. Можно также предложить ребенку бить подушку, которую держат родители. Наша задача — помочь ребенку прожить сильные эмоции и направить их в правильное русло.

Запомните: эмоции нельзя подавить, их сила только увеличится и обязательно найдёт выход. Важно предоставить им безопасный способ выхода, а не позволять вырваться в разрушительной форме. В последнем случае ребёнок может начать чесаться, появляются пятна на теле, он может даже вырывать ресницы. Лучше дать ему возможность сломать что-нибудь разрешенное – так гнев рассеется, и все будут довольны.