Как прекратить торопить малыша в развитии

Как прекратить торопить малыша в развитии

19.01.2022 Marina
Источник:
@CarloA/Getty Images

Наталия Богдановапсихология

детский психолог

Договориться с ним о сборе игрушек и отъезде с площадки невозможно. Займется сооружением песочного тоннела, и ребенок вас просто не слышит. А вам нужно успеть его искупать и приготовить ужин… «Вернемся завтра, и ты снова строишь», «Мама тебя ждет»… Когда все доводы исчерпаны, остается только пригрозить: «Быстрее!» — после чего обычно следует: «Хорошо, мама уходит!» На этот раз он поднимает голову (несколько волнуясь), чтобы попросить вас подождать ещё немного, совсем чуть-чуть!

Начать переговоры можно, предложив купить ребенку вкусный подарок по пути домой? Такой подход возможен, но он не укрепляет ваш авторитет.

Лиза соглашалась на всё лишь при условии, если я обещала ей конфету или подарок по возвращении домой. Сначала это действовало безупречно, она сразу же вставала. Мне не приходилось злиться и угрожать ей. Но это замкнутый круг. В какой-то момент… стала более строгой«И наконец мне стало легче уговаривать её исполнить мою просьбу. Мне почти не приходится её ждать и убеждать, а маленькие подарки дарить теперь без причины и с большим удовольствием», — признаётся Дарья.

Эти мелкие повседневные распри важны для достижения равновесия между послушанием и самостоятельностью ребенка. автономность малышаРебенок учится понимать свои потребности и желания, постепенно принимая правила и ограничения, важные для его взросления и развития. Чем более последовательными, стабильными и одновременно гибкими вы сможете быть в этот период, тем легче и быстрее пройдет он для вашей семьи.

Решаю сам!

В возрасте двух лет дети стремятся к самостоятельности. Гордятся своими умениями и без конца повторяют: «Я сам!», когда одеваются, едят, купаются. Играть в парке или на площадке гораздо интереснее, чем отправляться домой, переодеваться и мыть руки просто потому, что наступило время обеда.

В этом возрасте ребенок часто руководствуется желаниями момента, любопытен и интересуется многим. Сосредоточиться на просьбе сложно, когда вокруг столько интересного. Помогите ему сконцентрироваться: сядьте перед ним на корточки, скажите, что пора заканчивать игру, потому что вас ждут дела. Дайте 5−10 минут, чтобы он закончил занятие.

Дети совсем малыми не умеют заканчивать начатые дела и делать это вовремя. Никакие уговаривания не помогут вытащить ребенка из песочницы сразу, если он собирается сделать ещё несколько куличиков. Всегда имейте в запасе 10–15 минут для предварительных переговоров.

Если расстроится, уходя с площадки, подойдите к этому с пониманием. Ещё скован эмоциями от игры с друзьями, переключиться непросто. Скажите, что завтра снова придете сюда, помашите его друзьям и скажите им: «До встречи!». В этом возрасте малыши, с одного до двух лет, легко меняют деятельность и воспринимают прощание как игру.

Источник:
Getty Images/Hero Images

Не нагнетайте обстановку

Если ребенок на просьбу отвечает «Еще чуть-чуть!», то прежде всего не устал от игры. Возможно, хотел бы выйти из заданного ритма, но любит и зависит от вас, поэтому в конце концов подчинится.

У детей 1,5−2 лет еще нет чувства ответственностиВажно получить одобрение родителей, поэтому обратите внимание, если ребёнку быстро удалось ответить на вашу просьбу.

Избегайте обвинений ребенка, если не хочет слушаться («Мама устала», «Сколько раз можно повторять одно и то же?», «Другие дети послушны, а ты… «). Не снимайте с себя ответственность за ситуацию, постарайтесь терпеливо объяснить ребенку то, что считаете нужным. Чрезмерная строгость тоже не лучший способ: фраза «Хватит, я сказала немедленно!» может подействовать, но чувства ребенка будут задеты.

Если друг вашего малыша уходит домой, можете по этому поводу забрать своего, даже если вы планируете есть позже. Лучше провести остаток времени в другом месте, чем потом пытаться насильно увести ребенка. Другой пример: «Смотри, все дети идут обедать, и мы с тобой тоже пойдем».

Избегайте угроз: в возрасте 2–3 лет дети склонны идти на принцип, проверяя ваш уровень терпения. Ведь выполнить обещание чаще всего невозможно. «Больше никогда не будем на этой площадке» — вы же придете туда уже завтра.

Чувство времени

Через десять минут выходим, — предупреждает мама маленького Даню. У мамы благие намерения, но в два года у ребенка еще не сформировано понятие времени. Взбирается он тут же: для него нет разницы между 10 минутами и часом. Ему нужны конкретные ориентиры: «Когда закончишь строить гараж, пойдем», «Сначала ты искупаешься, потом будем ужинать». Тогда ребенок будет знать, на что ориентироваться, и почувствует, что его потребности принимают во внимание.

Если не получится, попробуйте игру «5−3−1». Скажите ребенку: «Через 5 минут уйдем» — покажите руку с поднятыми пальцами. Через 2 минуты скажите: «Через три минуты уйдем», загнув два пальца. Еще через две минуты покажите один палец и скажите, что осталось одна минута. Обычно после этого ребенок идет без споров. Если делать так каждый раз, это станет маленьким ритуалом.

Расскажите малышу, что у всего есть свой срок. Есть время для еды, время для купанияПришло время для игр. Ребенок начнёт «чувствовать» время спустя три года, если родители будут этому помогать.

В детской повесьте часы с большим циферблатом и рисунками. Объясните ребенку, что ему нужно быть готовым, когда стрелка будет в определенном месте. Это можно делать, даже если малыш пока не знает цифр: чем раньше вы его с ними познакомите, тем быстрее он поймет, что такое время.

Иногда, когда времени нет на длинные объяснения, можно воспользоваться эффектом неожиданности: «Не хочешь надевать ботинки для выхода на улицу? Хорошо, тогда обойдемся без них» — и быстро одеваем ребенка. Часто такой подход оказывается эффективным!

Больше интересного и полезного про воспитание в нашем канале. Яндекс.Дзен.