Как поговорить с ребёнком о смерти?

Как поговорить с ребёнком о смерти?

24.03.2024 Marina
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Наталья Голубева

Специалист по экзистенциальной психологии, являющийся членом Восточно-Европейской Ассоциации экзистенциальных терапевтов.

Что он знает о смерти?

Чтобы начать объяснения, попробуйте понять точку зрения ребенка. Например, совсем маленькие дети до трех лет могут путать понятия о признаках живых существ. Для малышей любое движение кажется признаком жизни, поэтому огонь и дым кажутся им живыми.

Исследователи детского поведения пришли к выводу, что маленький ребенок независимо от возможности его интеллектуального понимания смерти интуитивно постигает её сущность. «Больше нету» — один из самых частых детских страхов. исчезает жареный цыпленок во время едыВдруг из ванны сочится вода после извлечения затычки.

Дети связывают сон со смертью. Для них сон подобен безсознанию, тому, что ребенок знает из своего опыта. Именно через него малыш пытается представить себе, что такое смерть.

Многие дети со склонностью к страхамСчитают сон источником опасности. По этой причине не советуют рассказывать ребенку, что при смерти человек засыпает «волшебным сном», и сравнивать смерть со сном.

Взрослые должны понимать, что дети выражают свои мысли и чувства по поводу смерти близкого человека, например брата или сестры, более открыто, чем взрослые. Попытки оградить ребенка от горя, не брать его на похороны, сдерживать свои эмоции и избегать разговоров о смерти могут быть ему больше вреда, чем пользы.

Странные вопросы

Источник:
Getty Images

Нет нижней возрастной границы для разговоров с ребенком о смерти. Любой малыш может задавать вопросы на эту тему сразу после того, как приобретет достаточный словарный запас. Ребенок может спрашивать прямо: «Когда тебе умереть?», «В каком возрасте люди умирают?», «Какой гроб изнутри?», «Страшно ли лежать под землей?». Возможно, этот интерес связан с уходом близкого человека. Малыши не до конца понимают происходящее, но хорошо чувствуют обстановку на эмоциональном уровне.
Они замечают мимику и жесты окружающих, а недосказанность вызывает тревогу. В подобной ситуации ребенок чувствует, что его обманывают, и теряет доверие к взрослым.

Преодолейте замешательство и спокойно отвечайте на любые вопросы, даже если они кажутся странными. Просите уточнить, что именно его интересует и почему.
Важно разделить свой опыт смерти от опыта и мыслей ребенка, учитывая психологические особенности детей.

Первый опыт

Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Понимание смерти детьми происходит поэтапно. До 5 лет Дети обычно воспринимают смерть как обратимую, временную и безличную. У них «сказочное» понимание: герои сказок погибают, но потом оживают. В то же время ребенок начинает бояться, что умрут родители, умрет сам малыш. Страх смерти может проявляться не напрямую, а опосредованно, например, в том, что малыш не отпускает от себя маму. с трудом засыпает.Смерть близкого человека или любимого животного может стать причиной.

На вопрос ребёнка «Как это умер?» можно ответить: человек перестал дышать, его сердце перестало биться, кровь перестала течь по сосудам. Умерших хоронят на кладбище — месте, отведённом для погребения. Место захоронения человека называется могилой. Людям важно помнить о местоположении похоронных мест близких, поэтому на могилах устанавливают памятники — таблички с фотографиями.

При кончине родственника важно сообщать правду детям, чтобы их страхи не усилились из-за скрывания информации. Не стоит говорить, что человек находится в больнице или уехал далеко, так как подобные ответы искажают действительность и мешают сформировать правильное отношение к смерти.

Что ребёнок может сделать в память о человеке? Может посадить цветы, поставить свечу, написать записку, покормить птиц.

Не стоит наказывать ребёнка за то, что проявление печали и горя у него слабее, чем у взрослых, считающего правильным этого родителями. У детей меняющийся эмоциональный фон, быстрая сменa впечатлений и… ребенок играет, бегает, это вовсе не означает, что он не переживает.

Если умер домашний любимец или ребенок увидел мёртвую птицу, зверька, нужно рассказать о причине этого происшествия, что птичка, домашний питомец мертвы и не дышат. У них кровь не течёт по сосудам. Зверька можно похоронить, поставить на могилку цветы.

Похороны — ритуал прощания, помогающий ребёнку обозначить различие между жизнью и смертью.

Если малыш спрашивает: «А я тоже умру?», объясните, что для этого нужно дожить до глубокой старости, а прежде должно случиться много событий. «Сначала ты должен вырасти, пойти в школу, потом на работу, жениться, у тебя появятся дети, и те тоже должны учиться».

На этапе взросления

Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

В возрасте 6-9 лет Смерть – как призрак, злой дух, забирающий стариков. Дети могут чувствовать отвращение к покойникам из-за страха смерти. Важно сказать им, что грусть и печаль – нормальные и естественные чувства. Расскажите о приятных моментах с умершим, подчеркнув, что такие воспоминания помогают сохранить память об ушедшем.

В подростковом возрасте Понимание природы и последствий смерти проникает все глубже, происходит осмысление этого явления. Нередко подростки задают вопрос: «Что происходит с человеком после смерти?» Это свидетельствует о том, что ребенок уже представляет собой жизненный цикл человека и интересуется вопросом, на который дать научный ответ очень сложно. Можно объяснить, что происходит с телом. Честно скажите, что тело закапывают в землю или сжигают. Что касается души, лучше объяснять это через взгляды семьи. Какой бы ни была позиция, важно сказать, что после смерти человек продолжает жить в воспоминаниях и сердцах других людей.

Узнайте больше о детской психологии в нашем канале. Яндекс.Дзен.