Как обучить ребёнка устанавливать границы в общении с другими.
22.12.2023Установка границ — важный навык, полезный ребенку для построения гармоничных отношений с другими.
Представьте площадку со специально прочерченными линиями. Спортсмены, выходя за эти линии, нарушают правила и покидают игру. Так же можно понять границы в гармоничных отношениях. Это как провести линию и договориться с окружающими, что не будут ее переступать. Например, ребенок может обозначить свои… личные границы одной из следующих фраз: Не используй это прозвище, пожалуйста. или «Пожалуйста, не прикасайтесь ко мне».
Взаимодействие с ровесниками и взрослыми – это двусторонний процесс. Что эффективно в одном направлении, должно быть таким же и в другом. Необходимо, чтобы ребёнок не только умел устанавливать личные границы, но и уважал ограничения окружающих.
Шаг 1: определить, что не устраивает
Ребенок не должен считать нормой ситуации, где ему неуютно. Найдите подходящий момент и обсудите с сыном или дочерью, что бы они хотели изменить в отношениях с друзьями или взрослыми. Какие сценарии хотелось бы им избежать? Когда им бывает неловко или даже страшно? Этот шаг поможет приблизиться к решению проблемы.
Вы удивитесь: дискомфорт ребёнку могут доставлять самые безобидные ситуации. Например, когда бабушка приезжает в гости, требует крепких объятий и поцелуев, обижается, если малыш не бежит к ней навстречу. Разрешите ребёнку самому решать, когда и каким способом проявлять… привязанностьВнук может предложить бабушке руку, вручив ей заранее нарисованный рисунок. Поцелуи и объятия желательны лишь при обоюдном согласии.
Шаг 2: сказать об этом
Ребенку важно теперь донести до окружающих свои границы в отношениях. Важно, чтобы все понимали, чего хочет ребенок и чего не приемлет. Поговорите с сыном или дочерью о том, что в разговоре лучше избегать подобных фраз… Возможно, стоит или «кажется, что»Из-за этого личные границы вашего ребёнка кажутся окружающим более расплывчатыми.
Расскажите ребенку, что результат может не появиться сразу. Взрослые и друзья могут как уважать, так и нарушать чужие границы. Нужно быть готовым защищать свои интересы, порой снова и снова объясняя обидчику, что такое поведение нельзя допускать.
Шаг 3: уважать чужие границы
Правило гармоничных отношений с окружающими звучит так: поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой. Тем, кто ценит свои границы, важно уважать границы других. эмоциональный интеллект.
Некоторые родители считают абсурдным учить чутким детей, которые ещё плохо справляются с завязыванием шнурков. Объяснять ребёнку, что такое эмпатия, не нужно сложным языком, всё проще: дети учатся на собственном опыте. Например, задайте малышу вопрос: Что ты думаешь, как почуствовала Лиза, когда ты взял у неё игрушку? Ребенок все больше будет осознавать, какие чувства его действия вызывают у окружающих.
Шаг 4: научиться понимать слово «нет»
Каждый человек имеет право устанавливать границы, которые могут зависеть от традиций и культурной среды. Даже если ребенку чужие правила кажутся бессмысленными, ему следует с уважением относиться к ним и не пытаться их обойти. Если окружающие говорят «нет», то не следует искать другие смыслы этого слова.
На личном примере
Для того чтобы ребенок умел устанавливать границы в общении, достаточно одной теории недостаточно. Важно демонстрировать это на собственном примере.
Уважайте границы своего партнера, близких и друзей. Даже если кажется, что сейчас ребенок не обращает внимания на ваши беседы, всё равно слышит вас и запоминает модели поведения.
Ребенок легче сможет строить здоровые отношения с людьми, если дома взрослые серьезно относятся к его просьбам. не нарушают границ малышаКогда ребёнок говорит, что ненавидит щекотку, не говорите в ответ… «Да ладно, всем детям это нравится». Лучшая фраза в такой ситуации: Теперь всё ясно, я запомнила это. .